Подкаменная Тунгуская - Енисей

     байдарочный поход с 23 июля по 14 августа 2021

     Автор: Николай К.
     Фото: участников похода


Обновление 7 ноября:

Нет, кусочка тунгусского метеорита или золотого самородка я домой не привез, хотя необычных каменюк притащил не мало. Нет - стереотипам. Тунгусска гораздо ближе, доступнее и чуть прозаичнее, чем кажется из Москвы.
Здесь краткий отчет, записки по итогам нашего сплава по сибирским рекам - Подкаменной Тунгуске (прототипу Угрюм-реки, кладбищу Тунгусского метеорита и т.п.) и Енисею. Непосредственно на воде мы были с 23 июля по 12 августа 2021 года включительно.

Сплавлялись вчетвером на двух надувных байдраках "Щука". Прошли на веслах 600 км по Подкаменной Тунгуске и 200 км по дымно-туманному Енисею. Сверх того, еще 200 км на милом старом теплоходе тоже по Енисею. Рыбка, староверы, скалы, мошка, мягкие пороги, тайга. Такие места время обходит стороной. Нет привычной мобильной связи, нет дорог, машин, мало людей. Впрочем теплоходы, катера, моторки - все же напоминают об эпохе. С точностью +/- 30 лет. А точнее и не надо. Староверы вообще помнят Никона, как живого. Помнят гонения от коммунистов. Усердно перестилают деревянные мостовые. И пытаются не поддаваться суете и соблазнам. Пытаются ... Вот и мы на три недели отключили себя от мирской суеты и спама.


    * Дорога туда:

Самолёт Москва - Красноярск: Вылет вечером 22 июля
Летели моей любимой компанией S7. На каждого по билету везли 1 багаж 23 кг, ручная кладь 1 сумка до 10 кг Плюс докупили еще два багажа на лодки.
Далее самолётом Красноярск - Байкит (2 часа) рейсом Красавиа.
Там самолеты винтовые (франко-итальянский ATR). Нормы провоза багажа и ручной клади более жесткие. К тому же о превышении веса нужно предупредить заранее (мы сделали это месяца за два). И не зря - пригодилось. Как частенько бывает, перед походом мы гадали, где лучше покупать еду:
- в Москве? Маскимальный выбор, лучшее качество, низкие цены, но потом тащить всё это на двух самолетах;
- в Красноярске? Выбор тоже ещё неплохой, но нужно куда-то заезжать из аэропорта (30-40 км от города). К тому же за каждый килограмм лишнего веса нужно платить малой авиации - около 120 рублей;
- в Байките? Выбор продуктов ограничен (особенно трудно было найти овощи), цены существенно выше столичных. В итоге чай, приправы, специи и т.п. везли из Москвы; мясные изделия, сыры купили в Красноярске;
остальное (крупы, тушенку, макароны, спиртное, бакалею и т.п.) - в поселке Байкит, точке старта.

Вот Красноярск, вот Енисей и его притоки. И стрелочкой наш полет из Москвы:

Перелёт часть 1


    * Дорога обратно:

Самолёт Подкаменная Тунгуска / Бор - Красноярск 12 августа. Рейсом КрасАвиа, винтовым самолетом ATR.
Знакомство с Красноярском - две ночи и один полный день.
Ночевали в квартире, снятой через отечественный сервисTVIL.RU Не без накладок, но вполне готов воспользоваться еще раз.
В Красноярске и Москве пользовался сервисом Яндекс.Такси.
В Байките - у жителей нашёл контакты местных таксистов.
Самолет Красноярск - Москва компанией S7
Все перелеты получились быстрыми и не тяжелыми.

    * Кратко о водной части маршрута:

      Часть I. Тунгуска
Сплав по Подкаменной Тунгуске от поселка Байкит (население 5 тыс чел) до пос.Бор. (2.5 тыс чел)
560 км + манёвры, заходы в притоки, переход по Енисею до Бора ~ 600 км.

23 июля в 18:00 приземление в Байките. Жара, вечер, срочная дозакупка продуктов в 3-х магазинах.
Стапель и один переход, чтобы заночевать подальше от поселка.

+ еще 13 дней полных сплава с красивыми, мощными, но мягкими, не страшными порогами, рыбалкой, скалами.
Если найду время и силы, сделаю зарисовки ...

6-го августа тоже сплав, но с прибытием в Бор, антистапелем, дозакупкой продуктов и ночевкой в палатке возле дебаркадера.

Наш маршрут по Подкаменной Тунгуске от Байкита до Бора:

Ниточка маршрута


      Часть II. Теплоход
7-го августа в 6 утра на теплоходе А.Матросов отбыли в Ярцево (вообще-то он отходит в 4:00, но по причине туманов и дымов ничего не ходило по воде и не летало по небу, а героический Матросов лишь опаздывал, но все-таки шёл от Дудинки до Красноярска)

Это были огромные, бесконечные сутки, показавшитеся целой жизнью. Встали-то мы в 2 ночи, в 3 заняли очередь на дебаркадере. И до 6 ждали, согреваясь то одеждой, то шуткой, то парной работой в стиле чи-сао.

Жизнь на пароходе, пусть и не круизном, но с уклоном в комфорт 50-х годов прошлого века, показалась чем-то неземным. Горячий душ, музыкальный салон, библиотека, полная снующих детей, верхняя палуба, покрытая лакированной сосной, торговцы картошкой, творогом, рыбкой, ягодами на пристанях. Бесконечное общение с пассажирами и даже с экипажем. Невероятно насыщенный день.

И в довершение всего по армейски быстрый вечерний стапель в Ярцево (уложились в 50 минут). Переход в сгущающихся сумерках, дыме и тумане. Постановка лагеря на голом "лунном" грунте, в таком тумане, что луч фонарика то ли вяз, то ли отражался, отскакивал от него обратно.

А здесь по Енисею мы на теплоходе прошли от Бора до Ярцево, а потом от Ярцево до Бора на байдарке:

Ниточка маршрута


      Часть III. На веслах по Енисею
8-12 августа сплав по туманному Енисею. Дымы якутских пожаров, смешанные с природной аномалией плотно накрыли срединный Енисей. Самолеты и суда отстаивались по несколько суток. Шли только иногда, самые отчаянные в периоды просветления. Ну, а мы шли каждый день. Нам нужно было успеть на самолет. При этом первые три дня видимость была такая, что дальше 100-200 метров от берега картина мира исчезала. Один раз я даже впервые так лихо заблудился на реке. Реке с сильным течением. Это случилось при дерзкой попытке перескочить на другой берег. Впрочем, об этом как-нибудь отдельно.

Ниже Ворогово Енисей, подобно венам старика, забит тромбами островов. Я планировал попетлять между ними, заглянуть к еще одним кержакам. Но петлять в тумане трудно, да и малоосмысленно - красот-то не видно.

Впрочем, на подходе к острову Вампееву, туман стал пожиже. Стали встречаться буксиры с баржами. Перед Осиновским порогом мы перескочимли на другой берег. Уверенно маневрировали между Стародубскми островами. И в полной мере насладились величием Осиновских щёк и активностью тамошней рыбы.

Финишировали в точке реки, наиболее близкой к аэропорту. Там не оказалось не только дороги, но даже тропы. Высадка и антистапель получились героическими. Пришлось преодолеть сперва полосу болотца, потом крутого берега, поросшего сосновым лесом, потом территорию полулегальной свалки. Остроте момента прибавал неожиданный дождь. В общем, к аэровокзалу мы притащились с надутыми лодками и гермами. Так к ним наверное еще не заваливались. Отдыхающих там было много. Но тех, которых возят за деньги рыбалку. В тайгу на вертолетах, катерах и пр. Они мерились длиной пойманных рыб, крутизной карабинов и спиннингов, количеством выпитого. Но почтительно затихали, когда узнавали, сколько прошли мы на вот этих лодочках. Лодки мы срочно сдували, пытались хоть как-то их подсушить, отжать из них воду.


    * Изюм маршрута:

Именно в честь этой реки назван "Тунгусским" упавший здесь в 1908 г. метеорит (небесный объект).
Найти кусочек этого "метеорита" вам вряд ли удастся. Считается, что это была комета. Природных аномалий мы также не заметили (кроме, погодных).

Впрочем, любителям загадочного я бы рекомендовал смотреть на отражения берега в здешних водах. В них гипербола выпрямлется в прямой угол ))) По-своему таинственны и каменные столбы. Где-то в инете их называли "строматолитами", выходами вулканических пород (траппов). А "выветрившиеся обнажения траппов образуют «столбы»"

И еще посоветовал бы среди камней на сувениры выбирать крупные красивые окаменелости. Опять же в инете встречал инфу о том, что им примерно 450 тыс лет, что они относятся то ли к Ордовику, то ли к Верхнекембрийской эпохе.

На нашем пути встречались селения староверов. Не так их много в России осталось. Их уединенность и осмысленное сохранение древней культуры и традиций, на мой взягляд, давно в прошлом. Безусловно, достойно уважения верность ряду принципов. Но для взращивания обособленной культуры по-моему необходим некий критический минимум носителей и пассионарные институты.
Не хочу делать выводов вселенского масштаба. Скажу лишь, что мне было любопытно посмотреть на их жизнь, пообщаться с некоторыми из них.

По своему интересны и иные встречающиеся представители - кетов, ученых заповедника, речников.
Рыбакам будет интересна местная рыба

    * Участники похода

Персона / Должность Обеспечение
1. Николай - АдмиралЪ, капитан и вообще лодка Щука-3 - Флагман, брал палатку Normal-2 mini. Коврик пенка + коврик надувной

2. Юрий - матрос, главдров лодка Щука-3 - Флагман, брал палатку U-2. Два коврика пенка

3. Владимир К. - Доктор, капитан лодка Щука-3 Стерегущий, жил в палатке U-2. Коврик пенка + коврик "немец"

4. Инна - НачПрод, матрос и наше Все лодка Щука-3 - Стерегущий, жила в палатка Normal-2 mini. Коврик пенка + коврик самонадувной Therm-a-rest Prolite Plus Women's


    * Походные ФОТО: как это было

      - Портреты участников

      - В пейзажах Тунгуски

    
.... Здесь будут и другие походные фото ...


    * Впечатления участников

- Записки Доктора

- ### здесь будут Записки Адмирала


    * Погода в этих краях:

По данным архива погоды Гисметео в Байките на эти даты (конец июля - первая половина августа)
в градусах по Цельсию
2018 днем 13-26 ночью 09-18
2019 днем 12-28 ночью 12-19
2020 днем 16-30 ночью 14-20
2021 днем 22-30 ночью 16-20
Затяжных дождей в это время не бывает. Как исключение - за предыдущие 5-6 лет лило только в 2015 году в первых числах августа
Много пасмурного неба и гроз (почти без дождей). Дожди скорее редки и непродолжительны. Да, я тоже видел в записях туристов про частые дожди (например, в 2008). Но сухие архивнее сводки и наш опыт говорят об ином.

Широта Байкита: 61.678423
для сравнения города, примерно этой же широты:
Якутск: 62.027221 (это чуть южнее, хотя там, на Лене зона вечной мерзлоты)
Петрозаводск в Карелии: 61.784920 (и ни какой мерзлоты)


    * Выводы и рекомендации

1. От рек типа летней Тунгуски не стоит предполагать сильное течение, тем более в её нижней части. Оно безусловно заметное, особенно на порогах. Но в целом я бы взял в рсчет течение реки как 2 км/ч., а нашу скорость 5.5 км/час. Итого 7.5 км/час Таким образом, на день планировать не более 35 км. + закладывать запасной день на каждые 200 км. По Енисею норму можно увеличить до 40 км в день. Плюс запасные дни с тем же интервалом.

2. Спас-жилеты для уверенно плавающих сюда в это время можно не брать (сугубо моё мнение - ни кому не навязываю и за вашу безопасность не отвечаю). Мы их провозили с собой, но не надевали. Весной конечно иначе. И потоки мощнее и вода холоднее. Весной без жилетов слишком опасно.

3. Медведей здесь по сравнению с Леной, Амуром, Сахалином значительно меньше. О них стоит помнить, но можно сильно не учитывать и не думать о них. Важнее взять хорошую защиту от мошки и комаров. Это "зверье" круче косолапых.

4. Змей и клещей мы не встречали. Разве что они появится с потеплением климата Земли.

5. Местное население к нам относилось позитивно. Полицию видели только в самолете. Так что можно плыть и разбивать лагеря спокойно, открыто. Всякие ГИМСы к нам ни разу не докопались. Людей на веслах мы за все время не видели вообще. И местные, и приезжие передвигаются исключительно на моторах. Так что "вёсельные романтики", типа нас, вызывают удивление и уважение.

6. Рыба еще есть - на неё как на подкормку расчитывать можно. С грибами и ягодами в этом году было плохо. Но в принципе они есть.

7. Транспорт воздушный и речной вполне регулярный.

8. Прокладку маршрута я делал сам с отсчетом километров от Байкита. Но на этой реке вполне удобно пользоваться лоцией (в инете она выложена вся). В лоции нумерация начинается от устья. На берегах километраж встречается как раз совпадающий с лоцией.

9. Берега каменистые. Чтобы долго не подбирать место под палатку - лучше брать палатки-двушки. Также мне показались полезными сочетание коврика обычного вспененного + надувного.

    * Опыт аналогичных походов

    - Наш опыт сплава по Лене

    - Опыт сплава Владимира Сибирцева в тех местах

Краткая выдержка (без лирики) из отчета Владимира применительно к нашим местам:

В г.Байките (райцентр, 545км до Енисея) докупили продуктов.
- Байкит - дер. Полигус 125км - самый интересный участок Подкаменной Тунгуски
- На сотом километре от Байкита достаточно серьезный "порог"
- Полигус - Мучной порог (с красивым скальным "цирком") ... 28км
- Мучной порог - Большой порог 67км
- Большой порог - устье реки Вельмо 52км (немного выше по течению которой находится посёлок Бурный)
- Устье реки Вельмо - последний порог 18км (как и все, кроме Мучного, состоит из двух ступеней)
- Последний порог - дер.Кузьмовка 55 км (староверческая дер. с магазином и геологами)
- Дер.Кузьмовка - дер.Кучумбек 8 км (в ней строится новая староверческая община)
- Дер.Кучумбек - кордон Енисейского заповедника 42 км (на кордоне дежурят егеря)
- Кордон - Щёки - 45км (река петляет между последними на ней скальными "перьями")
- Щёки - дер.Суломай 20 км
- Дер.Суломай - дер.Подкаменная 75 км (в месте слияния П.Тунгуски с Енисеем)
- Дер.Подкаменная - пос. Бор (райцентр) на другом берегу Енисея 5 км
Итого = 550км

    - Описание из советского справочника

    - Лирика девушки Натальи

    - Отчет-очерк фотолюбителя Сергея Карпухина




Написать письмо автору

Выйти на главную страницу

Copyright © "СтранникК" (экс "Василич и К")
Вы можете использовать любые материалы сайта www.StrannikK.ru
Но, пожалуйста, со ссылкой на авторов