Дневник маленького байдарочного похода в Новой Зеландии

        январь 2020 г. Основной отчет лежит здесь


Преамбула:

Писано вперемешку то Инной, то Адмиралом – то от женского лица, то от мужского, а то и от третьего лица.

«И на Тихом океане свой закончили поход…», - несколько человек из команды просили сделать эти строчки из песни эпиграфом к отчёту о нашем путешествии по Новой Зеландии. Мне не жалко. Автографом можно было сделать и песенку о Куке или о Тасманийском дьяволе. Впрочем, ни один из этих эпиграфов толком не подходит.

С чего всё начиналось? Да, как обычно, Адмиралъ поводил пальцем по карте и обнаружил на другом конце Земли вполне пригодный для байдарочного похода маршрут. Вроде и по морю, но без особого экстрима, по его мнению. Человек он открытый и общительный, о своих находках оповещает незамедлительно. И всем сразу туда захотелось. Так что довольно быстро собралась прекрасная команда из восьми человек, готовых к путешествию. Сперва их было больше, но по разным обстоятельствам не все смогли туда попасть, даже взяв билеты.

Все согласились, что комбинированный маршрут — это лучшее решение, чтобы посмотреть в такой дали и море, и сушу. Первая часть - походная, гребём на байдарках в проливе Кука и по Тасманову морю (акватория Тихого океана на стыке с Южным океаном). Вторая — автомобильная - ездим по стране, точнее по Южному острову на арендованных машинах, знакомимся с природой и бытом жителей. На вторую часть записались ещё три человека, семья из Канады, тоже наши давние друзья по путешествиям.

Водную часть маршрута разработал Адмиралъ, а автомобильное путешествие — заслуга Натальи из Канады. Спасибо им большое.

     28 декабря

Вечером самолёт. Как всегда, сборы до последнего. Вот почему так? Как заранее, за много дней не начни собираться, всё равно, сборы длятся до последней минуты перед выездом!

Такси в Шереметьево. Дороги загружены, вопреки ожиданиям. Пришлось ехать по платной дороге - полчаса экономии. Всё равно прибыли последними. Вся команда уже в сборе, бьёт копытом у стойки регистрации. Сдача багажа, проход таможни, в этот раз всё в лёт, не пришлось перепаковываться. Наверное, помогает опыт. Всё-таки везём с собой четыре лодки. При этом ни грамма перевеса. Какими мы были наивными, радуясь, что так легко всё прошло.

Летим в Гуанчжоу около 10 часов. Ну и ладно. Нам не привыкать.

     29 декабря

Розовые и пурпурные орхидеи! Гуляем по просторному китайскому аэропорту, восхищаемся живыми цветами. Как это у них орхидеи растут на каждом шагу, а у нас все жалуются, что капризные очень. Пока ожидаем, развлекаем китайцев связками из восточных единоборств. Тело требует движения. Снова в самолёт и дальше - в Окленд, ещё 11 часов. В самолётах нас много кормят и поят. Сил нет съедать всё предлагаемое, двигаемся-то мало. Но еда развлекает.

     30 декабря

Прилетели в Окленд. Это ещё не конечная точка. Но здесь таможня. Тут должны проверить наш багаж и нас самих. Начались первые неожиданности. На семь человек пропало три багажа !!!. Байдарки, к счастью, все на месте. А вот рюкзаки Влада, Профессора и Инны с личными вещами не долетели.

Пока писали заявление о пропаже, улетел наш самолёт в Велингтон, впрочем, мы на него и так бы не успели - вылет из Гуанчжоу задержали на час. Хорошо, внутри Зеландии рейсов много. Нам предложили лететь каким-то следующим - через несколько часов, без всякой доплаты.

Проходим через таможню и карантин (фитосанитарный контроль). Новозеландцы озабочены сохранением своей экосистемы, поэтому тщательно проверяют чистоту обуви, интересуются палатками, и не ввозим ли еду и растительность. Все вспоминают эпизод культового фильма «Брат-2».

Намучившись с оформлением визы, мы прониклись серьезностью процедуры въезда в эту страну. Поэтому дома тщательно отмыли кроссовки (они ж у нас не «паркетные» - бегаем в них по лесу), с мылом и щёткой. Смело предъявили чистенькие подошвы.
  - Хорошо, - сказали проверяющие: А у палаток дно чистое?
  - Абсолютно
  - Покажите
  - Вот! – мы достали новенькую, из магазина палатку Доктора.
  - У неё точно чистое дно?
  - Давайте я соберу её для вас.
  - Нет, не надо. Просто скажите, уверены, что дно чистое?
  - Абсолютно! Вот прямо сейчас здесь я её соберу.
  - Не надо. А у лодок дно чистое?
  - Отмытое водой.
И это была правда. Мы ж их из воды в прошлый раз вытащили. Ну, разве что с песком внутри, но песок не земля – чистый минерал.
  - А пищевые продукты у вас есть? – они надеются, что мы не знаем о запрете ввоза таковых. Решаем подыграть им:
  - Да, есть, - наблюдаем, как у них загорелись глаза. Всё же скучно целый день потрошить вещи в душном помещении: Предъявите!
  - Вот! - матрос Оля сует им под нос шоколадку. На лицах проверяющих глубокое разочарование.
  - Забирайте и проходите!

Дальше нам нужно перейти в смежный аэропорт, откуда летают местные маленькие самолёты. Пройти туда не просто. Ни в жизнь не объяснишь словами. Но зеландцы молодцы! Они нарисовали по маршруту жёлтую линию. Она делала множество поворотов, пересекала шоссе, поднималась на ступеньки, но минут через 15-20 всё же привела нас куда следует.

На маленьком самолёте ещё почти час летим до Веллингтона на небольшой высоте. Адмиралъ смотрит в иллюминатор и сверяет с картой изгибы Северного острова, наблюдает за солнцем Южного полушария. Чем раньше привыкнуть к тому, что оно движется по небу как бы наоборот, тем лучше.

Многие присматриваются к Тасманову морю, катящему серьезные прибойные волны. В аэропорту нас ждёт прилетевший раньше Дима. Радуемся встрече, делимся впечатлениями и заботами о пропавшем грузе. Мучаемся выбором – ждать ли пропавший багаж здесь, в аэропорту или в морском порту, или на Южном острове, или махнуть на него рукой и пуститься в плавание в чём есть.

Прямо в аэропорту удачно ловим микроавтобус с прицепом, и пока едем в порт, Дима бронирует билеты на паром до Пиктона (городок-порт Южного острова), где по плану сегодня должен начаться наш водный маршрут. Общественный транспорт здесь довольно дорог. Связываемся с авиакомпанией. Просим скорее сообщить нам о пропавших вещах. Быстрый старт явно не получается.

Паром большой, многопалубный, довольно удобный. Народ не чопорный. Впрочем, возможно, что где–то есть палуба повышенной комфортности. Мы не знаем. Занимаем отсек с мягкими диванами. Гуляем по палубам. Меж островами очень сильный ветер и ощутимая волна. Даже паром, такая махина, покачивается. Чуть пугаемся, точнее, волнуемся (стараясь не показать это друг другу), как же такой ветер перегрести. Нам предстоит обогнуть несколько скалистых мысов, на которых трудно остановиться или укрыться.

Хотели перекусить в кафешках парома. Еда неожиданно дорогая. Бутерброд за восемь новозеландских долларов – ну его, перебьемся. Так что выпили вискарика из своих дьютифришных запасов за начало пути и благополучно заснули. Дорога была долгая, все устали, а тут тепло и покачивает.

В Пиктоне решили дождаться затерявшихся вещей, Адмиралу очень хотелось незамедлительно в море. Прилететь на другую сторону планеты и терять время в пустом ожидании – это действительно обидно. Но без личных вещей не удобно в быту, а без горелок (сгинувших с багажом Профессора) не очень понятно, на чём готовить еду. Костры в Зеландии – в этот сезон запрещены.

Сняли жильё в формате «хостел» (спальное место без дополнительных удобств в комнате) в небольшом двухэтажном домике с приятными хозяевами и цветником вокруг. Нам досталась комната на десятерых, кроме нас там проживали ещё две девушки. Бросив вещи, пошли осматривать Пиктон, на предмет закупки продовольствия, и просто побродить.

Пиктон (англ. Picton, маори Waitohi) — городок в Новой Зеландии, расположенный на севере Южного острова у начала Залива Королевы Шарлотты.
Пиктон является одним из главных транспортных центров страны, соединяя дорожную сеть Южного острова с Веллингтоном с помощью паромной переправы через пролив Кука.


«Транспортные узлы», должны быть, шумными, многолюдными, как вокзалы или техногенными, как промзоны. Ничуть не бывало. Очаровательный маленький провинциальный сонный городок, размазанный по берегам бухты залива Королевы Шарлоты и со всех сторон подпираемый горами. Особых достопримечательностей нет, но погулять вполне приятно. Кругом цветы, стриженые газоны, пальмы, папоротники, курортного вида люди, мачты и белые борта яхт, столики кафе на улочках.

Присмотрели магазины, коих не много. Нашли единственный - торгующий крепким алкоголем. С ходу набрали продуктов на ужин и завтрак, а закупку еды в поход отложили на завтра. По плану-то в этот же день мы должны были отсюда и отплыть безо всяких ночевок и хостелов. Но раз решили ждать багаж, то спешка с закупкой уже ни к чему.

В нашем хостеле приятная большая кухня, готовить комфортно. Позвонили в бюро багажа. Нас обрадовали, что потеря уже прибыла в Окленд и с утра будет в Велингтоне. Но мы-то уже покинули Веллингтон и находимся на другом острове.
Добрая авиакомпания готова быстро доставить багаж в любую точку, где есть аэропорт. В Пиктоне аэропорта нет. Нас успокаивают – мол, не беда, скажите, где вы будете отдыхать, мы его привезем туда на автомобиле. Но мы-то собирались махать вёслами на море и не могли указать точку отдыха.

Мы рады, что вещи нашлись. Без них как-то грустно, даже в Хостеле. Хотя, есть и маленькие плюсы – нет раздумий с переодеванием и выбором одежды. Инна с Владом уже начали было присматриваться к магазинам-сэкондхендам, но какое-то там всё затхлое.

Приключения в походе не придумывают. Их получают или по разгильдяйству участников или их подбрасывает сама жизнь. И относиться к ним нужно не как к беде или драме, а как к игре. Кто бывал на тренировках, тот знает, что для отработки навыков регулярно поступает новая «вводная» (нестандартная проблема, которую подбрасывают тренеры, чтобы посмотреть, как команда её преодолеет). Пропажа части багажа оказалась лишь первой «вводной»

     31 декабря
     2019

Наконец-то выспались, после бесконечных перелётов. По утру Адмирал немедленно рванул в приморский парк на зарядку. К нему присоединился Влад. Было рано, многие ещё спали. Наши успели поплавать в одиночестве почти в центре города. Не спали только дворник и мужик с миноискателем (металлодетектором). Последний, видимо, надеялся найти потерянные отдыхающими золотые цепочки и серьги.

Сегодня канун Нового Года, что абсолютно не чувствуется, на фоне моря, пальм, цветущих и плодоносящих растений. К тому же тепло и солнечно. Начитавшись в инете, что солнце здесь очень жёсткое и чревато раком кожи, мы прячем лысины под панамами, а телеса - под закрытыми футболками.

Кое-где висят изображения Санта Клаусов, но это не наши монументальные Деды, а легкомысленные развесёлые создания в куцых курточках и штанишках. На зелёной лужайке перед пляжем устанавливают эстраду, наверно, гулянья и концерт вечером будут.

Быстрее на закупку и освоение городка. Инна спланировала, что каждый на свой день, что захочет, то и возьмёт. Но, как всегда, оказалось, что скопом выгодней, так как большие упаковки дешевле стоят. Первые впечатления: Здесь хороши недорогие сыры, йогурты, молоко. Плохи (на вкус Адмирала) колбасы. Есть некоторый выбор круп – больше, чем в Англии, но меньше, чем в России.

Вечером - Новый Год, надо как-то соответствовать. Решили сделать салат Оливье на ужин и купили бутылку шампанского. Профессор метнулся в спорттовары, затарился газом и бензином для горелок, которые едут к нам в отставшем багаже.

В общем, мы к старту готовы. Задерживает только багаж. Освободили комнату, но любезная хозяйка разрешила нам оставить вещи в холле, под лестницей, а самим тусоваться во дворике за столом и пользоваться туалетом и кухней.

Периодически позваниваем в бюро багажа, узнаём, какая насыщенная жизнь у наших рюкзаков, летают по Новой Зеландии из города в город. Они уже слетали из Окленда в Велингтон. Оттуда обратно в Окленд, а затем на наш остров – в Крайсчерч. И теперь вроде как приближаются к нам. Но у всех Новый Год. Праздники. И когда вещи доберутся до нас - точно не известно.

Так как сутки из похода уже потеряны, весь намеченный маршрут пройти не успеем, у Адмирала на такой случай есть «план Б», со стартом не в Пиктоне, а километрах в 35-40 от него возле посёлка Havelock, там где река Pelorus впадает в море. Маршрут покороче и в нём меньше участков полностью открытого моря. К тому же есть изюминка – стартовать не сразу из моря, а из реки, и уже вместе с ней впасть в море. Осталось лишь добраться к точке старта и придумать, как переориентировать туда доставку догоняющих нас вещей.

Покуда ждём, гуляем по Пиктону, хороший всё ж городок. Нет высоких домов. Частные домики украшены цветущей зеленью. Кажется, что хозяева соревнуются, у кого необычнее цветы под окном или растения в живой ограде. Улочки, спускающиеся к яхт-марине гармонично вписаны в холмистый ландшафт. Много зелёных лужаек. Зачем куда-то плыть – здесь так уютно.

Мы решительны и непреклонны. В соседнем с Хостелом здании договорились о заброске нас к реке на микроавтобусе. Созвонились с авиакомпанией. Они также пообещали подвезти рюкзаки к месту старта у реки. Всё - выезжаем!

Милая женщина - водитель везёт нас по горным дорогам. Смотрим на карту – везёт не туда. Интересуемся – почему? Объясняет, что короткая дорога не всегда самая быстрая. За те же деньги она везёт нас вдвое более длинным путём (вместо 40 целых 80 км), но по менее извилистой дороге. Левостороннее движение. Надо к нему привыкнуть, переключить мозги.

Вот и нужный нам мост через реку. Но тут «засада» - новая «вводная» - все подходы к реке перекрыты частными фермерскими землями, частными дорогами, угодьями, полями - нивами, пастбищами и просто необработанными землями. Мы объясняем, что не собираемся вытаптывать полей – нас только подвезти к речке и через час мы соберём лодки и исчезнем.

Дама не готова нарушить священный институт частной собственности. Рассказывает нам, что у реки все земли заняты фермерами, и они не очень любят туристов. Делать нечего, едем к морю. Опять спасибо водителю, привозит нас в удобное место, на задворках газовой станции. Тут практически нет людей, а есть небольшая бухта, и пятачок ничейной земли для сбора байдарок.

Время утекает сквозь пальцы. Рискуем потерять ещё одни сутки. Соглашаемся выгрузиться здесь. Адмирал всех торопит со сборкой лодок. Народ весь бывалый – никто не тормозит. Все деловито суетятся.

И – р-р-раз! Поступает новая «вводная» - коробка с газом и бензином забыта в Пиктоне. Профессор поставил её в хостеле под лестницу и никому не показал, куда именно, а в момент погрузки сам отсутствовал.

После недолгих размышлений, что выгодней, возвращаться в Пиктон или купить новое горючее здесь в крохотном посёлке, выбираем второй вариант. Отправляем спецгруппу на поиск и закупку горючки.

Надуваем байдарки, Пакуем вещи в гермы, у кого они есть. А трое обездоленных с нетерпением ждут прибытия багажа. Все гадают – что случится раньше – приход Нового Года или приезд рюкзаков.

Первыми вернулась спецгруппа с газом и бензином. Второй прибыла машинка с рюкзаками. Радости нет предела. Распахиваем дверцы и … следующая «вводная» . В машине - только два рюкзака из трёх утраченных. Инна и Профессор воссоединились со своими вещами. Сумка Влада отсутствует.

Показываем мужику наши квитанции. Там ясно записано, что пропали три вещи. Он названивает в офис. Выясняется, прибывшие два рюкзака задержали китайцы, а сумку Влада тормознули еще в Шереметьево. Эта сумка только сегодня прибыла в Новую Зеландию, а нам может быть доставлена только завтра. А-а-а-а!

Мужик нас ободряет: Вы стартуйте, а я завтра на моторке вас догоню и сумку, в лучшем виде, привезу. Неожиданное предложение вселяет оптимизм, как-то надоело уже жить в режиме ожидания.

Вдохновлённые, начинаем предельно быстро собираться, хочется выйти до темноты, а уже шесть вечера. Но, видно, не судьба. Сваливается ещё одна «вводная» . Байдарка Димы сдувается с одного бока. Вытащенный баллон опечалил. Самая большая проблема, которая может случиться с ним – трещина в соске. На сгибе. Заклеить такое, ну, очень трудно. Гениальный Доктор достаёт запасной сосок. Но его вклеить – на это требуется время.

Потихоньку темнеет. Адмирал включает режим диктатора и, не давая поблажек, заставляет всех собираться в сумерках, вставлять едва заклеенный баллон. Добивается полной готовности к отплытию – вещи в гермах, все переодеты в сплавное. Время 21:00. Темень. Но народ дисциплинирован. В Шотландии мы вообще стартовали в первом часу ночи, когда начинали закрываться пабы. И в Мексиканском заливе – тоже среди ночи, квакающих болот, плещущихся крокодилов и жутких звуков каких-то ночных тварей. Так что не привыкать.

Только когда мы начинаем таскать вещи к берегу, звучит команда «Отбой», и предложение остаться тут на ночёвку. А то, что мы пару часов занимались сборами, теперь-то опять всё разбирать, это так — учебная тревога. Но смысл в этом есть - теперь по утру все смогут очень быстро стартовать.

Вечером при отливе, по обнажившемуся дну бродят птицы, в основном чайки и серые цапли. Когда подходишь близко, цапли начинают возмущённо каркать. Новозеландская порода, видимо. В нашей полосе цапли молчаливые.

Ставим палатки, готовим оливье, и «встречаем» Новый Год. Довольно вяло. Место - промышленная зона, хоть и с буйно пробивающейся растительностью. Мы усталые.

Кажется, что и жители посёлка тоже от чего-то устали. В их манере встречать Новый Год нет ни какого задора. Один скромный фейерверк за всю ночь. Две – три парочки, прошедшие в сумерках. И всё.

Но море что-то шепчет, ночное небо показывает непривычные нам созвездия Южного полушария. Это скрашивает обстановку. Главное - компания хорошая. Вдыхая ночные ароматы моря, ищем созвездие Южный крест. Находим сразу три креста. Пили вроде немного. Действительно, есть два «ложных». Они тоже кресты. Но ориентироваться (искать, где юг) нужно только по самому левому из них. У него есть несколько заметных отличий, например, «Угольный мешок» слева внизу.

- Подробнее об ориентировании по Южному кресту и не только смотрите здесь
- Здесь еще немного о созвездиях в небе Южного полушария


     01 января
     2020

Проснулись рано. Жёсткое новозеландское солнце разогрело палатки так, что даже самые сони повыползали на свежий воздух. Довольно быстро позавтракали, сняли лагерь и упаковались, не зря вчера «учебная тревога» была.

Отлив. Море убежало, оставив грязное, местами вязкое дно. Пришлось по нему подтаскивать вещи и байдарки, догоняя, ловить уходящую воду. К счастью, дно в основном каменистое, грязь лишь местами. И вот, решив все «вводные» , мы с солидным опозданием всё же выходим в море!

Почти всё время ветер встречный, но идётся хорошо, погода прекрасная, руки адаптируются к гребле. Куда ни глянь, красота. Непривычные нашему глазу пейзажи. Вроде горы, как горы. Ан - нет, рядом с обычными соснами, торчат пальмы и новозеландский символ — серебристый папоротник. Снизу он, как пальма, ствол такой же, а сверху листья, как у папоротника. Немало других эндемиков, которые так сразу не бросаются в глаза, но точно «не наши». Пока на это великолепие любуешься, незаметно час гребли проходит.

На берегу мидии и устрицы. Мы морских гадов любим, собираем их на каждой остановке в пакетики и потом съедаем. Сколько лет ходим по разным морям, а устриц под ногами первый раз обнаружили. Доктор изобрёл способ их вскрытия, просто долбишь камнем и тут же съедаешь, высасываешь в сыром виде нежную внутренность. Очень вкусно.

Во время ланча случилось чудо. Представитель авиакомпании сверившись с нашим маршрутом и посланными нами долготой и широтой, отыскал нас со второй попытки в этой россыпи островов. Он действительно привёз сумку Влада. Представить себе такое в нашем Отечестве очень трудно. А тут, пожалуйста, и безо всякого надрыва и просьб с нашей стороны.

Берега там обрывистые. Для ланча мы едва нашли крохотную выемку в скале и всю её заняли. Причалить человеку на моторке с баулом было просто негде. Мы приняли багаж, стоя по колено в воде. Я пригласил его разделить с нами ланч. Но он похлопал себя по животу, потом достал из лодки сэндвич, сказав: «Вот мой ланч!» И, пожелав нам отличного похода, умчался восвояси. Очень доброжелательные люди, искренне хотят помочь. Спасибо им!

Во время обеда стало совсем жарко, и все желающие совершили заплыв. Вода вполне нормальная. Не парное молоко, но плавать можно. Приливы здесь не большие (по нашим аляскинским меркам), но все же заметные. Горелки пришлось несколько раз переносить, а пару раз их даже заливало. Приемлемых размеров пляж превратился в узкую полоску.

Гребём дальше, пытаясь вписаться в новый график. Ближе к вечеру начинаем приглядываться к берегам уже не как гастрономические туристы или ботаники, а в прикладном плане, пытаемся подобрать место для ночлега, где бы можно было поставить палатки. Ровных мест вообще не видно.

Наконец разглядели заброшенный причал и старую дорогу к нему, круто спускающуюся с горы. Адмирал скомандовал: «На разведку». И несколько человек с разных сторон полезли по огромным валунам на причал и соседние кручи. Кручи оказались живописными, поросшими лесом, мхом, подобием лиан. Лес был дик. Свистел, стрекотал, пел. Среди больших деревьев казалось комфортно, но очень наклонно.

Попробовали выйти на старую дорогу. Есть у нас опыт ночевки на дороге. Но здесь дорогу как специально засадили жуткими колючими кустарниками. Вне дороги таких почти не было. А тут как специально единственную ровную поверхность превратили в смесь колючей проволоки и спирали Бруно. Поплыли дальше.

Обследуя очередную бухту, обнаружили полуразрушенную лесенку куда-то вверх, в джунгли. Забравшись, увидели чью-то давно заброшенную «дачу». Ровной площадки не было и здесь. Но на вбитых сваях кто-то сделал настил, а на нём – летний домик. Домик был закрыт и заброшен, но просторного настила на сваях хватило для четырёх наших палаток. Две - возле крыльца, а две в зоне барбекю. Ещё и лавочки были, которые мы тут же завесили вещами. Удобно же.

Домик вписан в гору и джунгли. Вся площадка заросла так, что с воды её совершенно не видно. Попасть можно только по подгнившей лесенке от воды. Все отходящие от дома тропы быстро заканчиваются. Никаких иных дорог здесь нет. Видимо все материалы завозили морем.

Поскольку людей там давно уже не бывает, местная живность привыкла считать место своим. В кустах кто-то шуршит, птички поют на разные голоса. Мы никого не смущаем, зверьё тут непуганое. В сумерках видели киви.

Ужин варили на костре, спустившись из джунглей к морю в приливную зону. До этого боялись разводить костёр, готовили на горелках. А тут, во-первых, мужик экспедитор заверил нас, что костры на пляже на камнях разводить можно, а, во вторых, место пустынное, время позднее, никто нас не видит. Для надежности костер вписали между валунов и загородили от взглядов с моря стеной из выброшенных морем бревен. Первыми сварили мидий. Это стало нежным аперитивом к ужину. Тёплый вечер, шелест моря, ни кого из людей. Закат солнца. «Остановись мгновенье, ты прекрасно!»

     02 января

Опять ранний подъём. Виноваты певчие птицы. Инне кажется, что они имитируют звук будильника в телефоне - одинаковая короткая мелодия, повторяющаяся через равные промежутки времени. Она была уверена, что это дежурные забыли выключить. Но оказалось такие затейливые птички. Адмиралу они напоминали то школьную распевку, то мелодии из фантастических фильмов типа «Аватар». Забегая вперёд, можно сказать, что такими песнями мы наслаждались только в дикой, байдарочной части похода.
Везде, куда можно доехать на машине, даже в самых зелёных кэмпграундах, этих птиц и песен не услышишь. Порывшись потом в интернете, я предположил, что это возможно были птицы Тоое, Такахе и Лирохвост.

Шоколадные курицы снуют у палаток и у костра. Эти вообще ничего не боятся. С радостью доедают любые остатки пищи. Мы их звали просто курами. По научному–то эти нелетающие эндемики называются Пастушок-уэка (лат. Gallirallus australis). Новозеландцы называют их weka.

Искупались в море в обществе поющих птиц, позавтракали, собрали лагерь, аккуратно спустив его с крутого склона. Удивительно, но никто не свалился ни с крутых тропок, ни с остатков подгнившей лестницы. Мужики её ещё с вечера местами подпёрли морскими морёными бревнами.

Сегодня идём почти без ветра, солнце жарит. Во время остановок купаемся. На одном из передыхов встретили тюленей. Кто-то из аборигенов сказал нам, что это сивучи. Потом мы с тюленями встречались почти ежедневно. Судя по справочникам, мы встречали как минимум два вида крупных ушастых тюленей: морских львов и морских котиков. Львы – крупнее и с воротником, т.е. с гривой, покрывающей плечи.

Как и всё местное зверьё, эти ушастые тюлени абсолютно не пугливые. На байдарке подпускают вплотную. При слишком уж близком нашем приближении на лодке они недовольно звучат и отворачиваются: «Я вас не вижу, значит, вас не существует». А если подходишь к ним по берегу пешком, то - лениво сползают в воду и плещутся тут же на мелководье. Крутятся в воде, машут ластами, всячески демонстрируя себя и поджидая, когда наконец мы уйдём. Забавные.

Перед обедом встретили местных каякеров. Они шли нам на встречу, но общительностью не отличались. Случился казус с разъездом. Мы шли правее их (если смотреть от нас). Так и планировали пройти мимо ближе к скалам, однако встречная байдарка упорно шла навстречу наперерез, всячески стремилась пройти ещё правее. Мы ещё правее, а они – ещё. И тут до нас дошло – у них же левостороннее движение, которое они воспроизводят и на воде! Мы резко перекинулись влево и вблизи скал – успешно разошлись.

На ночёвку встали на 71 км, в лесу, на склоне горы. Весь лес растёт на склоне. Но деревьям – не нужно ставить палатку. А нам нужны плоские площадки. Поискали их сперва в одной бухте, потом в другой и, наконец, встали. Пятачки ровной земли оказались разбросаны по лесу. Ну и ладно – нам не обязательно стоять плотным строем. Будем ходить в гости через лес. Всех дольше палатку устанавливали Дима с Профессором. Они решили достичь идеала и принялись таскать с берега мелкую гальку, чтобы площадка была ровная, как стол. А чтобы галька не расползалась, они соорудили ниже по склону деревянный каркас. И все это ради одной ночёвки!

Мы заняли огромную территорию, особенно с учётом того, что лодки мы побросали в кустах внизу леса и развесили по тропическим деревьям вещи на просушку.

Вечером Влад обнаружил у своей палатки двух пушистых зверьков. Мы толпой принеслись смотреть и фотографировать. Зверьки и не думали особо удирать, не смотря на наш топот и шёпот, висели себе на дереве и смотрели на нас. Сначала мы думали, что это лемуры, но потом (в конце похода) местные нас просветили, что обезьян у них нет, А то что мы видели — это поссум, зверёк сумчатый.

Люди завезли его сюда из Австралии, с целью получения мяса, шерсти и меха. Но не учли, что в Новой Зеландии хищников нет, и зверёк прекрасно расплодился, объедает листья с деревьев и кустов, разоряет птичьи гнёзда. Теперь считается врагом новозеландской природы и всячески истребляется. Коля потом их встретил и у нашей палатки, говорит, что они с интересом обнюхивали мои кроксы.

Так как встали лагерем сегодня рано, сделали с Олей салатик. А то овощи закупили, а времени порезать нет. Для заправки смешали лимон с мёдом и маслом, отлично получилось. Я ещё в Пиктоне сорвала с дерева два лимона. Оказались очень вкусными, не особо кислыми, наверно, какой-то гибрид. Сварили королевские мидии... Да с салатиком. Да под вечерний глоток виски. Эх, хорошо пошло!

     03 января

Утро солнечное и ветреное. Хоть палатки не на пляже, а в лесу на склоне, шум моря всё равно доносится. Оно и понятно. Мы как бы в театральном зале амфитеатра. Не в первых рядах, но реплики волн с морской сцены доносятся без искажений. Спать это не мешает, даже убаюкивающе рокочет.

Спустившись на пляж к костру, видим кучу птичек, то ли уэки, то ли киви. Все озабоченно бегают вокруг костра, и собирают остатки овощей от салата, попки огурцов и морковки и т. д. Недоеденная рисовая каша тоже хорошо пошла. Им всё нравится. А нам забавно их кормить и фотографировать.

Переходим через пролив, небольшие волны, боковой ветер, но в целом терпимо. Вышли из фьордов, вот оно – безбрежное Тасманово море. Берег резко поменялся, стал крутым и скалистым. Оно и понятно – всё мягкое море просто смоет, играючи сметет. День прошёл в переходах и любованием дикой природой. Ближе к вечеру озаботились поиском места для стоянки. Много неглубоких бухт, которые в прилив затапливаются. Нормального места нет, как нет.

Долго утюжили волны в поисках площадки. Видели одно подходящее место — длинный высокий каменистый пляж, но Адмиралу показалось там недостаточно уютно. В случае шторма отступать некуда позади скалистая стена. Он погнал нас дальше, вроде бы по карте где-то недалеко должно быть хорошее место. Действительно встречались замечательные бухты – оазисы, удобные для обеда и прогулок, с персональным водопадом, и фруктовыми растениями. Но в силу их изрезанности поставить там палатки было бы очень трудно.

Не найдя ничего подходящего, вернулись к первой «забракованной» площадке. Теперь она многим показалась уютной и желанной. Пока рыскали в поисках, видели на крутых склонах кучки овец. Ходят по крутейшим утёсам, лежат на скалах прямо над морем. Специфический пляжный отдых.

Почти в каждый приём пищи варим мидий, собирая их при отливах. Мы уже избалованные - мелких и средних не берём, только на крупные соблазняемся. Но вот напасть. Что-то изменилось в природе – мидии стали попадаться «зараженные» крабами. Почти в каждой мидии - маленький краб, что у них за сообщество, кто на ком паразитирует, так и не разобрались. Но мидии с крабами показались менее вкусными, чем без крабов.

И снова вечернее созерцание темнеющего неба. Увы, без звёзд. Адмиралъ оттащил свою лодку далеко от воды, привязал и придавил сверху камнями. И даже показал это некоторым экипажам. Ну, не доверял он ни этому пляжу, ни погоде. Как оказалось, не напрасно.

Ночью поднялся шквалистый ветер, приподнимал и перекидывал плохо привязанные байдарки. Все мужики повылезали из палаток, наводить порядок. Нашу с Доктором байдарку швырнуло прямо на костёр, огня уже не было, но угли горячие, он успел её оттащить без повреждений. И лишь АдмиралЪ спал спокойно. Его лодка не дрогнула. Остальные получили урок.

     04 января

С утра опять солнце и тепло. На редкость ровная погода.
Встала первой, хотела поставить котёл и обнаружила сломанный таганок. Сижу на брёвнышке у холодного костровища, размышляю, что делать. Вылезает Дима, доброжелательно интересуется: «У костра сидишь?» Показываю таганок, Дима соглашается, что он сломан. И мы с ним выстраиваем очаг из камушков и, наконец, разжигаем огонь.

Утренний кофе или какао перед завтраком, как-то по особому приятен. На запах подтягивается Доктор, с интересом осматривает наш очаг, интересуется, с чего это нас с утра пораньше на творчество потянуло. Осматривает таганок и ставит диагноз-пациент скорее жив, чем мёртв. Просто развалился не на две части, как обычно, а на три. Видимо, байдаркой шибануло. И таки собирает его в действующую конструкцию. Хороший доктор, он, кого хочешь, вылечит.

Первой ходкой заплываем в бухту с водопадом - водой пресной дозаправиться, и головы помыть. Вспугиваем двух жирных гусей. Пока кипятим воду, наша рыболовецкая байдарка устремляется на промысел. Наш Главрыб Володя ловит каждый день, как только выпадает свободная минута, но пока без особого успеха. А тут приходят счастливые - с огромной рыбой. Терпение и труд, что хочешь перетрут. Все рады, свежая рыбка — это всегда вкусно. Адмиралъ предлагает приготовить её на острове по ту сторону пролива в обед на пляже. Но пролив ещё надо перейти, а между тем ветер усиливается.

Огибаем предпоследний мыс перед проливом. Видно, как в проливе со страшной скоростью проносятся белые барашки. Волна не высока, но уж очень стремительна. Останавливаемся на ланч – набраться сил, да и море вдруг поутихнет.

Решительно выдвигаемся на штурм пролива. Ширина его в месте намеченного перехода около 5 км, но волны, ветер и приливное течение обещают сделать переход совсем не скучным. АдмиралЪ всех настроил на борьбу. Дважды объяснил, что держим курс на мыс острова. Что собираемся сразу за мысом, обогнув его. Встаем на первом же пляже. Там будет удобное заветрие. Там и пообедаем. Насладимся рыбой.

Как и ожидалось три стихии (волны, ветер, течение) разделили, разбросали нас всех далеко друг от друга. Два мужских экипажа гордо попёрли против ветра с большим упреждением-запасом. Но постепенно разошлись, потеряв друг друга.

Смешанные экипажи гребли, экономя силы. Инну с Володей снесло метров на 50 вправо от мыса, т.е. ещё в аэродинамическую трубу, но уже близко к выходу из неё. Они, решив передохнуть, забились в тюленью нору, благо хозяина там не было. Отдышались, и вошли в лагуну. А там благодать, ветра и волн нет. Высадились на том самом маленьком пляжике.

Оля и АдмиралЪ экономя силы (последний ещё ощущал последствия летней операции) гребли спокойно, просчитывая размер сноса. Они первыми достигли острова, ценой самого большого сноса. Добравшись до берега, тут же юркнули в крохотную скалистую бухту и предались отдыху и общению с ушастыми тюленями.

При первой же попытке выйти из укрытия и пойти к точке сбора, лодка была едва не перевёрнута и запихнута ветром обратно. Вторая попытка также не увенчалась успехом. В это время мимо проходила моторная яхта и, как водится на море, поинтересовалась, не нужна ли нам помощь. Матрос дрогнул, но был дисциплинирован и спросил капитана – мол, не запросить ли помощь. Капитан был суров и непреклонен. Не та ситуация. Будем выбираться сами.

С третьей попытки, короткими перебежками, упираясь против ветра, двигаясь от норки до норки, байдарка пошла вдоль берега к мысу. За мысом жара, солнце и нет даже намёка на суровые ветра. На час позже Доктора и эта лодка пришла к тому же пляжу. Рады воссоединению. Попили чаёк, отдохнули. А мужских лодок всё нет, хотя они шли впереди, и вроде бы должны быть на месте раньше нас.

Лагуна очень широкая и длинная, в самом конце видна неплохая площадка для лагеря, видно, что ровно, травка зелёная. Решаем идти туда. По пути проходим несколько устричных ферм. На ограждающих баках-поплавках лежат морские котики, трутся о них, крутятся, используют конструкцию, как чесалку и массажёр. Между ними ходит шхуна под старину, с тремя пожилыми мужиками - смотрители устриц, видимо. Умиляемся игрищам котиков, фоткаем их и шхуну, доходим до чудесного места, там, правда, красиво. И видим табличку, что на берег высаживаться запрещается. “No trespassing. No landing …” Увы и ах!

Обследуем берег дальше, несколько раз вылезаем, осматриваемся. Всё не то. Ровных мест почти нет. В лесу мусор, что не характерно, для Новой Зеландии. Где на вид можно встать - там обжито, техника навалена, сарайчики. Так прошли почти весь берег, остановились уже на выходе из лагуны. В соседней бухте домик жилой стоит, мужик на тракторе ездит. Мы такой близости не любим, но делать нечего, надо вставать.

Пока подбирали места под палатки, подошла байдарка Влада и Володи, оказывается, они всё это время тоже в этой лагуне ошивались, нас искали, случайно заметили, когда мы на большую воду вышли. Но у берега байдарка сливается с ним и её легко потерять. А ещё через минут 15 Адмиралъ заметил байдарку Димы и Профессора, правда, далеко, на противоположной стороне лагуны — это несколько километров. Мы их видим, а они нас нет.

Пока размышляли, как привлечь их внимание, выходить ли им на встречу, Влад начал размахивать своим ярко-оранжевым флуоресцентным спасжилетом, и они увидели, поняли знак, пошли сами к нам. Так что эскадра воссоединилась, это радостно. Отметили это событие глотком вискаря и бутерами. Наглая чайка мгновенно спёрла полбутерброда Профессора, пока он возился с байдаркой. А пока Володя чистил рыбу, целая стая чаек кружила над ним и ходила за спиной, ловя все кишки на лету, и норовя спереть и саму рыбу.

Поставив палатку, Инна пошла изучать окрестности. Чуть поднявшись по склону, обнаружила хорошо набитую тропу, в местах подъёма даже верёвки навешаны. Поднялась по ней, обнаружила шикарный лесной водопад. Высокий, вода низвергалась с 10-метровой высоты, вокруг буйная зелень, у подножия маленькое озерцо. Очень красивое и редкое место, водопады в лесу редко встречаются, в основном ниспадают с голых скал. Желание поделиться такой красотой распирало, поэтому водила наших потом туда на экскурсию.

Поставили палатки в лесу. В лес затащили и лодки. Замаскировались. Уютно обустроили лагерь. Мечтали после трудов праведных полакомиться сперва ухой, а потом и жареной рыбкой. Развели костёр в русле высохшего ручья. Огня 100% ниоткуда было не видно. Видимо дым нас выдал. Пришёл мужик из соседней бухты, обругал нас и велел залить огонь. «Быстро!» «Немедленно!». Так и поступили, хорошо ужин уже успели приготовить, только рыбу пожарить не удалось. Ну, и ладно, поели ухи и залегли спать.

     05 января

Встали около 6 утра, собирались тихо, без костра, без горелок, без звуков, как партизаны. В восемь - уже были на воде. Завтрак делать не стали, чтобы не злить соседа. Стукнет в полицию – будут разборки – деньги, штрафы и потеря драгоценного времени.

Мы с Адмиралом проснулись до будильника, потому что киви, курицы уэки и чайки устроили у нашей палатки разборки, орали, кудахтали, что-то делили между собой, долбили клювами по оттяжкам палатки, молниям и всему, что видели. В общем, спать в таких условиях сложно.

Через час гребли нашли уютную, укромную бухточку, и там свободно, никого не опасаясь, развели костерок и сварили кашу. А пока завтрак готовился, набрали мидий.

Тот замечательный зеландец, который привез на катере Владов баул, когда узнал наш маршрут, заметил что у нас может быть трудность при прохождении French Pass. Этот Французский пролив соединяет залив Тасман и пролив Кука. Вот, что пишет о нём Википедия:

«Первым из европейцев, прошедших проливом, был французский путешественник Жюль Себастьен Сезар Дюмон-Дюрвиль, сделавший это в 1827 году во время своего второго плавания в Новую Зеландию. При прохождении через самое узкое место пролива его корвет «Астролябия» развернуло течением в сторону, и он перестал слушаться руля. Корвет дважды ударило о камни, а затем перебросило через риф. Мощь течения и сложность прохождения пролива заставила Дюмон-Дюрвиля заявить, что никому не следует ходить этим проливом за исключением случаев крайней необходимости»

«Пролив Френч-Пасс знаменит своими самыми быстрыми в Новой Зеландии приливно-отливными течениями, достигающими 8 узлов (4 м/с). В момент смены направления течения сила его такова, что может оглушить рыбу[2]. Ширина пролива составляет 500 м, однако навигационный фарватер имеет ширину всего 100 м. В связи с тем, что в проливе Кука разница между высшей и низшей точками прилива и отлива достигает 2 м, а в заливе Тасман — 4 м, в проливе возникают перепады давления, вызывающие мощные кратковременные течения (разница во времени между достижениями крайних точек уровня воды на концах пролива может достигать 25 минут) — до 4 м/с в навигационном фарватере. В районе пролива имеются вертикальные ямы (до 100 м глубиной), в которых могут возникать вертикальные течения»

Мы-то эти страсти прочли уже потом, по возвращению. А тогда, вспомнив предупреждение аборигена, просто решили, что место сложное и проходить его следует на паузе между приливом и отливом. Не сказать, чтобы мы так уж точно выверяли время, однако, подошли к French Pass явно вовремя.

Адмиралъ напомнил, как мы потеряли друг друга накануне, призвал идти плотным строем. Предупредил, где собираемся в случае проблем. Аккуратно двинулись. Не было никакого ревущего моря. Но горную реку это место действительно напоминало. Только не с порогами, а с мощными шиверами и водоворотами, которые тянулись, наверное, на протяжении 700 метров. Первыми решительно пошли Дима с Профессором, а за ними и все остальные. Это оказалось интересно и чувственно – прикоснуться к стихии, пусть и в самый спокойный момент.

Прошли вроде самое трудное. Но скучных будней нам никто не обещал. Опять задул сильный встречный ветер. Дальше двигались, прижимаясь к острову, прячась за его выступами. В очередной бухте сделали роскошный обед с мидиями и жареной рыбой. Наконец мы её дождались. Очень вкусной оказалась. А какая живописная бухта! С шикарными дикими садами в расщелинах и распадках. На обнажившихся в отлив скалах я нашёл несколько устриц. А ребята нашли, кого спасти.

Видимо, традиция такая у нас образовалась. В Мексике мы похожей командой спасли пеликана. А здесь – баклана (мы думаем, что это баклан – на фото видно, что это какая-то крупная птица). Он, дурак, проглотил чью-то блесну и запутался в леске, так что ни есть, ни пить, ни летать, ни плавать не мог. Шрамы показали, что с этой бедой он столкнулся, наверное, не сегодня. Намучился, бедолага.

Наши мужчины его поймали, но для освобождения и операции понадобился большой коллектив из 3-4 человек. После операции птичка сразу поплыла, а вскоре и взлетела. Надеемся - оклемается. Шансы есть.

Подошли к краю острова, где планировали в очередной раз переходить пролив. Но ветер усилился. Может 13-15 м/с, а может больше. Нам такой явно не перегрести. Снесёт километров на 5 назад в пролив, поближе к тому самому French Pass. Решили не мучиться, оставить это развлечение на завтра. Осмотрели несколько бухт на предмет стоянки. Везде ветрено и неуютно.

Наконец Адмиралъ разглядел с воды шикарное место над береговым обрывом. Это был широкий провал в горной гряде, поросший лесом. Середину провала занимал ручей. К этому месту можно было забраться по огромным валунам и короткой покатой стене. Любит Адмиралъ делать стоянки на высоте. Добираться к ним - всегда не просто. А с вещами подъем превращается в маленькую экспедицию, подвиг восхождения. Народ обычно сперва пугается. Но потом, после праведных трудов соглашается, что оно того стоило.

Лодки в эту кручу тащить не стали – запрятали их в щели между камнями и кустами в низу. Запрятали не столько от людей, сколько от ветра – чтобы не сдул. Нужные для лагеря вещи поднимали по цепочке.

В лесистой впадине ветра вообще не чувствовалось, защищали деревья и рельеф. Поскольку туда иногда приходили коровы (не при нас), то все пространство под лесной кроной было покрыто изумрудной как бы постриженной травкой. Британский газон. Зелено, нет шума ветра, птички поют, журчит ручей. Идиллия. Так и кажется, что вот-вот выйдет дворецкий, чтобы пригласить на ужин или появится дриада.

В ручье, а это метров 50-60 над уровнем моря, обнаружились рыбки. Не крупные, но их много. Кто-то предположил, что это птицы принесли на лапах икринки, а большой водой их смоет назад в море. Я не очень поверил в теорию икринок на лапах, но своего разумного объяснения у меня не нашлось.

Ручей на таких высотных стоянках очень кстати. Он избавляет от необходимости после обеда сытому и благодушному спускаться по круче к морю, чтобы помыть посуду или тащить вверх запасы пресной воды. Мытьё посуды (для пытливого ума это тоже эксперимент) показало, что рыбки не голодны. Они сперва метнулись к остаткам каши, но потом отвернулись от неё. В море и реках рыбы менее привередливы – сжирают обычно все, что ни кинь.

Мужчины пошли в разведку по верховьям острова. Южный его край (весь остров – вытянутая горная гряда, торчащая из моря) покрывали пастбища с малочисленными группами тучных большеглазых фермерских коров. Дальше на север – сплошные леса, тут и там потраченные каким-то короедом. Разведка показала, что до единственной крохотной фермы идти от нас километра два напрямую без дорог через хребет, и мы не будем мешать друг другу. Выдохнули. Теперь разведка превратилась в прогулку.

Забрались на ближайшую вершину хребта. Во все стороны – потрясающие виды. На запад - бескрайнее море. Если от нас протянуть параллель в эту сторону, то где-то там, за бурным морем, она, наверное, уткнётся в Тасманию. Затем побежит по Индийскому океану, потом – по Атлантике и упрётся в Аргентину. Думаете, я забыл Африку? Нет. Она - севернее от нашей параллели.

С юго-востока востока хорошо виден пролив, отделяющий нас от основной земли. И в этом проливе ветер усиливается и несётся как в аэродинамической трубе.

Завтра нам надо идти на юго-запад. Но пока оттуда давит ветер, сминает складками волн поверхность Тасманова моря.

Адмиралъ призвал получше вглядеться на запад. Где-то там, по ту сторону Аргентины лежит Чили. И Чили ждёт нас в следующем январе.

     06 января

Хорошо же спалось в лесу. Ни шума ветра, ни грохота волн. Только птицы заводят с утра свои замысловатые мелодии. Спустились на берег тем же способом, выстроившись лесенкой, и передавая сверху вниз вещи. Волны и ветер чуть слабее вчерашних, но до нежного Зефира ещё далеко. А нам, через пролив идти.

Мужские экипажи сразу попёрли по диагонали в бухту на другой стороне, а у нас на такой прорыв сил не хватает. Идём по катетам, сначала через пролив до мыса, потом через бухту на длинный каменистый пляж. Мы в горловине пролива. И временами сюда закатываются волны высотой не меньше трех, трех с половиной метров. Но поскольку они не острые, то и ладно. Технически идти не сложно. Сложно физически перегребать напор ветра. Как всегда возле мыса самый сильный ветер. Как только прошли это место, нам немедленно полегчало.

При этом мы заметили новое явление. Ветер порывами стал срывать мелкие брызги с верхушек волн и на бешеной скорости гнать эту взвесь над водой. Собравшись на передых в очередной узенькой бухте, мы с интересом присматривались, что же там дальше, за выступом скалы на открытом море.

Волны превратились в огромные валы, украшенные белыми барашками пены, ветер срывал их и гнал водяные микро-смерчи над поверхностью. Морской волк Дима уверил нас, что это верный признак шторма.

Делать нечего, отсиживаемся на пляже в ожидании затишья. Сварили супчик, сделали салат. Наблюдали за приливом, пока обедали. Хороший такой прилив, байдарки и вещи несколько раз пришлось перетаскивать, но отметили, что не заливаемые места для палаток есть. Хотя время ещё не позднее, может и удастся сегодня мыс обойти.

Сходили на разведку в сторону соседней бухты. Над нами скала. Так что ходили вдоль кромки воды по разгрызенным волнами скалам. Нашли трещину в скале, где видны были крупные крабы. В самом конце пляжа наткнулась на очередного не пугливого баклана. Как и тюлени, подпускает на метр, только отворачивается, психология страусов среди местной живности популярна. А из клюва у него капала вода, то ли сливает так лишнюю, то ли насморк.

Воспользовавшись свободным временем, устроили врачебный приём, но не птице, а экипажам. Кому-то закапали в глаза, кому-то обработали ссадины. Всех намазали кремом от ожогов. Солнце тут жёсткое, у всех есть что-то обгоревшее, несмотря на ежедневные обмазывания солнцезащитным кремом.

Адмирал слазил наверх, на плато над мысом, поглядел, что там с наветренной стороны. Убедился, что «дуло» и волны не утихают, а скорей наоборот. В связи с этим принял решение заночевать здесь. Но не внизу, а наверху. Очень хотелось заночевать в густом сосновом лесу. Но его высадили на крутом склоне (градусов 30-40). Там палатку не поставишь. Дальше тянулись густые высокие травы. Но было неровно и ветрено.

Наконец удалось найти две ровные площадки в местах нарождающегося оползня. На этот сезон места - вполне безопасные. Ровные, укрытые от ветра и окруженные кустами и ароматными горными травами. Однако, таскать все вещи наверх было бы тяжело и бессмысленно. Готовить еду здесь было опасно – сухая трава могла легко вспыхнуть. Но забраться сюда вечерком только с палатками – самое оно.

Перед тем, как спуститься вниз Адмирал «завис» над морем, очарованный эстетикой и энергетикой места, погоды, вида. Потом он зазвал, затащил наверх Доктора, который смог разделить восторги Адмирала.

Внизу сварили на ужин чечевичную похлёбку. По случаю Рождества Володя И. побаловал нас своими фирменными оладушками. Натруженные веслами руки и чуть выгнутое дно сковородки рождали оладьи невообразимых форм, напоминающих то обожжённые космические корабли, то произведения Дали, то сердца марсиан.

У нас была заначена на этот случай бутылочка местного вина, которую распили с довольствием. Уже в темноте, с фонариками полезли наверх, ставить палатки. Вырубились все мгновенно. Мы забыли внизу коврики, и пока Адмирал за ними спускался, весь лагерь уже спал. Магия места.

А между тем над спящими палатками раскинулось фантастическое звездное небо Юга. Чужие загадочные полушария. Три креста. Центавр – как созвездие или Кентавр, как тот, в честь кого созвездие так названо. Перевернутая Луна. Её отблески в неспокойном море. Ароматы засыпающей природы. Если тут у них все перевернутое, то, может, поэтому их логика иногда кажется странной? Но глаза слипаются. Пора спать и нам.

     07 января

Привычно ранний подъём. К нашей радости шторм затих, остаточные волны ещё есть, но по таким идти уже можно. Быстро завтракаем, собираемся и выходим. Мыс, который вчера казался неприступным, сегодня обходим легко. Двигаемся дальше вдоль длиннющей скалистой гряды. На конце её останавливаемся на ланч и отдых, и опять длинный переход меж больших островов через очередной пролив.

После островов боковой ветер усиливается, байдарка отказывается идти строго вдоль суши. Приходится перемещаться галсами. То против ветра в океан, то подгоняемые им назад к суше. Так проще, чем бороться и идти прямо. Мы к таким зигзагам привычны. Но экипаж Влада и Володи И. заподозрили, что у нас проблемы, что нас относит в Тасманию. А мы наоборот, сильно беспокоились за них. Так как их традиционная гребля в лоб привела к их отставанию. Адмирал боялся, что у кого-то растяжение руки, и они едва движутся против ветра.

На мысу Адмирал несмотря на «дуло» решил дождаться отстающих (есть у нас такое правило). Шедший перед этим первым, Флагман пропустил две другие лодки вперёд и поджидал отставших, раскачивась на волнах.

Как только ребята подтянулсиь, Флагман пустился в любимую игру – серфинг на волнах. Ветер стал боковым и при зигзаге в направлении берега можно было использовать энергию волны. Серфинг получался слабым. Но матрос Оля (ранее не ходившая по морям) почувствовала вкус к серфингу и тоже включилась в игру. Ветер крепчал. С таким ветром и серфингом мы могли бы легко пролететь еще десятка полтора километров.

Но Дима с Профессором, шедшие первыми, решили дождаться нас на берегу. Эх, ну почему они так?! Такой был шанс наверстать отставание от графика. И ладно бы они выбрали соседнюю укромную бухту, так нет! Они присмотрели самый большой пляж с жесткой прибойной волной и пошли прямо в середину этого пляжа. И я, и Доктор сразу поняли, что назад пути не будет. Не пробить нам с берега эту прибойную волну. Но деваться некуда. Ребята уже на берегу. Мы не можем без них идти дальше.

Мы видим, как кого-то из них прибойная волна выкинула из лодки. Но для такого причаливания это нормально. Ребята помогают причалить нашим лодкам весело, но без казусов. Мы помним (опыт Баренцева и Японского морей), что типичное приключение в таких случаях – разворот лодки боком к волне и её переворот.

Место хорошее, есть песчаная дюна, речка, скалы, кустарник. Только ветер сильный, всё тепло выдувает. Инна с Доктором нашли укромное место на песке за дюной, а Профессор – в каком-то дальнем углу бухты. Посовещавшись, решили выбрать Иннино место, поскольку ближе ходить.

В центре бухты небольшой ручей. Видимо, в период дождей он превращается в бурную речку. Его русло завалено вырванными деревьями, бревнами, морскими буями. Пробравшись через завалы в лесные заросли по берегам русла, Инна обнаруживает потрясающие белоснежные цветы. Это - калла, какой-то её подвид. В наших краях такие - выращивают в горшках на подоконниках. А здесь – они растут в дикой природе.

Собирая дрова, Адмиралъ натыкается на заросли ежевики. Какие-то кусты ещё в цвету, на других – зеленые ягоды. Но есть и почти созревшие – чёрные ягоды. В чай идёт все – и цветы, и листья и маленькие чёрные ягоды. Плюс тысячелистник. Ароматные витаминные чаи на местных травах – наша любовь.

Пока варили суп и обедали, волны усилились. В море-то идти нормально. А стартовать трудно. Мы честно оттащили байдарки и вещи метров за сто вдоль берега, туда, где заканчивается песок, и начинаются острые скалы. На стыке песка и скал волны казались чуть меньшими, чем в середине бухты. Все переоделись в сплавное, загрузили байдарки, постояли и посмотрели, как яростно волны бьются об острые кромки камней… И, не без колебаний, решили остаться тут на ночёвку. Авось, к утру утихнет.

На берегу на песочке встать можно, но на открытом месте ветер, а за дюной в низинке вдруг достанет приливом. Всё не то. Полезли в зелёнку траву и кусты. Инна пока гуляла, встретила там стадо диких чёрных коз. Они, в отличие от водной живности, оказались пугливыми (может, догадывались, что их могут съесть), и, заметив человека, стремглав унеслись в горы. Инна, как настоящий индеец, пошла по следам рогатых. В кустах, где они прячутся от солнца и ветра, Инна нашла места козьих лёжек. Там мы и поставили палатки. Нагло, конечно поступили.

Козы потом в ночи пытались вернуться, подкрадываясь тихими призраками – тёмные тени в чёрной ночи. Но с нами в конфликт не вступали.

Последняя ночь в дикой природе. Хотелось полюбоваться звёздами, послушать ночную природу, шорохи, скрип, плеск, подумать о вечном. Но небо затянуто. Ветер выдувает тепло. Поэтому долго не сидели. Затушили костёр и разошлись

А Дима с Профессором ушли в угловую бухту и ночевали где-то в гроте. До грота идти было минут 10. Лениво. К тому же Адмирал рассудил, что грот выбит морем. Это значит, что оно когда-нибудь (в прилив или в шторм) туда может вернуться. Есть у нас опыт Аляски - будило нас море, зайдя в палатку. Поэтому здесь наши три палатки ночевали в козьих кустах, а одна палатка романтиков в сказочном гроте, на отшибе.

     08 января

Наши друзья с «дальней заимки» пришли на завтрак подозрительно рано. Уютное местечко с такой скоростью не покидают.

Сегодня последний походный день. Вечером нам обязательно надо быть в Нельсоне. Во-первых, на сегодня заказаны арендованные машины, а если мы не явимся до 7 вечера, заказ аннулируют. Во-вторых, уже заказан и оплачен лагерь для ночевки. В-третьих, в Нельсоне нас ждут канадские друзья. Если не явимся, будут волноваться.
Согласно планам Адмирала, мы должны быть ночевать не здесь, в козьем логове, а на романтическом острове, километрах в 16 впереди. Мы отставали от графика. Отсюда до Нельсона нам ещё нужно пройти 36-38 км.

К счастью, погода нам благоволит, на море штиль, прибойная волна всё равно есть, но гораздо меньше вчерашней. Официальные дежурства кончились, добровольцами на приготовление завтрака вызвались мы с Димой. Я всё равно рано просыпаюсь, а Дима любит утренний лагерь, восход солнца и готовить еду.

Первое утро без солнца, но всё равно тепло. Я успела встать и развести костёр, поставить кипятить воду, когда начал моросить дождик. Тоже первый - за всё время похода. Дима из своих выселок прибыл позже, но с бензином (дождь ведь) и удивился весело потрескивавшему костру.

Старт в прибойную волну имеет свою специфику. Байдарку полностью загружают на берегу, и потом четверо мужчин сносят в воду. Матрос садится вперёд, а капитан выжидает момент минимальных, как ему кажется, волн. В этот момент он решительно толкает лодку, запрыгивает в неё, и все должны сильно грести, чтобы волной их не выбросило обратно на берег. У всех кроме Оли есть опыт. Она у нас на морях впервые, до этого только по речкам и монгольскому озеру Хубсугул сплавлялась. Поэтому её все инструктируют, чтобы, как только лодку толкнут, гребла изо всех сил.

Исполнительная Оля так и делает. Но Адмирал слишком глубок забежал в воду, делая стартовый толчок. Он прыгает на лодку, но в скользких штанах тут же соскальзывает в воду. Оля этого естественно не видит и гребёт одна. Удачно проходит прибойную волну и только тогда слышит вопли Адмирала, и смех остальных. Оля, молодец, не испугалась, развернула лодку, подошла к берегу и приняла на борт загулявшего капитана с подмоченной репутацией. Остальные экипажи стартовали штатно и скучно, хорошо Адмиралъ повеселил.

Погода прекрасная, дождь давно закончился, да и был-то так, скорее морось. Ветра нет, на море штиль. Двигаемся быстро, поскольку ни с чем не боремся, и торопимся. Остановились разок перед огромной 10-километровой бухтой, и быстрей дальше пошли. Инна с Володей замешкались, выходя последними, и были награждены встречей с пингвинёнком. Он плавал рядом с нашей байдаркой, бежевый с толстым клювом, забавный и милый. Увидев наши сигналы, к нам подошли Оля с Адмиралом. Но малыш уже нырнул под воду.

Длиннющий переход. Режем бухту, а потом вдоль скальной стены до мыса. Снова радуемся отсутствию ветра. На таких открытых пространствах нас бы изрядно потрепало. Небо неоднородно. Где-то еще голубое. Где-то серовато-жёлтое. Вдалеке стоят несколько дождевых столбов, и небо там неприятно тёмное. Погода тут меняется быстро, надо спешить, пока тихо.

Каждая байдарка идёт своим курсом и темпом, кто-то, как Дима, любит «мористей», кто-то, как Адмиралъ, огибая пенные скалы, кто-то строго по кратчайшему пути. Техника гребли и силы у всех разные. Никто никого не ждёт, оговариваем только точку сбора. Сейчас это - мыс.

Когда прошли всю бухту, погода и вправду стала меняться, появился ветерок. Где ветер, там и волна, пока ещё не большая. Но очень быстро увеличивающаяся. Чем больше площадь водоёма, тем скорее нарастают колебания. Сохранять курс стало трудней.

Инна с Володей, шедшие первыми решили держаться ближе к берегу, там от ветра прикрывал мыс. Шли уже долго около полутора часов, подустали, надо было вставать. Хороших бухт там было несколько. В одной из них Адмирал планировал ту самую романтическую ночёвку. Как раз её покидали редкие в этих краях каякеры. Они почему-то смутили Инну с Доктором, которые вместо того, чтобы дождаться всех, нарушая все правила, пошли ещё дальше по живописным скалистым коридором и встали уже после мыса.

Со скал их приветствовал очередной тюлень, махал ластами и крутился. Впервые увидели сивуча так высоко, метров 5 над уровнем моря. Развели костёр, закипятили воду. Мимо нас прошли только каякеры, а наших не было. Поняли, что они остановились с другой стороны мыса, но возвращаться не хотелось. Поэтому попили кипяточку, еды у нас в этот раз не было. Зато у Доктора оставалось в бутылке по глотку его чудесной рябиновой настойки. Очень хорошо поддержала наши силы.

Остальные сильно удивлялись, почему первая лодка проходит все бухты и летит дальше, ни кого не дожидаясь. Адмиралъ, дал команду всем следовать в уютную бухту. Каякеры её покинули. Судя по всему. Они тут путешествуют без ночлега и без костров. А место оказалось действительно шикарным. Бухту прикрывал чуть изогнутый коридор скал, позволявший стартовать и причаливать в любую погоду. В глубине была удобная площадка для отдыха, а метрах в 20 над морем располагалась уютная полочка с сосновым лесом. Аромат хвои и смолы доносился до низа бухты. Адмирал эту полочку облюбовал ещё из Москвы, по картам и снимкам из космоса, как место для ночлега. Оттуда можно было подняться на гору и созерцать море на много миль вокруг.

Время поджимало. Ограничились тем, что вскипятили чай, соорудили мощные бутерброды и, перекусив на нижнем ярусе, тронулись дальше в путь. По дороге подобрали сбежавшую докторскую лодку. Обогнули остров. Впрочем, островом он был раньше. Люди проложили к нему дамбу и дорогу. По ту сторону дамбы построили базу отдыха, откуда и приплывали каякеры – покатушники. Из этой бухты вышел мужик на моторке, который сообщил, что погода портится, ветер и волны усиливаются, так что вдоль косы он нам идти не рекомендует. До косы оставалось ещё 8 км. Из них первые 4 км тянулись вдоль крутых скал.

Адмирала сообщение о погоде не впечатлило. Да и движение вдоль косы опасно прежде всего моторным судам. Мы легко можем выброситься на косу в любой момент. Более всего сообщение мужика подействовало на Диму и Профессора, которые перестали двигаться равномерно, стали периодически прижиматься к берегу и совещаться на больших волнах. Эти старые морские волки, конечно, не испугались, но со свойственной им основательностью стали изучать карты, берег и строить варианты действий. Адмирал сказал, что если мы не хотим шпарить по волнам вдоль косы, то есть запасной вариант закончить маршрут не в Нельсоне (там мы пешком бы дошли до кемпинга), а чуть раньше, в поселке сразу после скал или в точке начала косы. В посёлке это было бы разумнее, т.к. туда легче вызвать такси.

За час добрались до приморского посёлка. И как ни жаль было расставаться с морем, решили закончить здесь. День уже клонился к вечеру. Погода портилась. А нам ещё нужно было успеть до темноты разобрать лодки, просушить их и вещи, упаковать это всё, добраться до арендованных машин и перевезти нас в кемпинг.

Поэтому завершили поход на каменистом пляже у посёлка. Удачно выбросились на волнах на берег. Перетащили все вещи и лодки через барьер мощных валунов к посёлку. Мы сразу заняли вход в прекрасную зону отдыха, с огромным футбольным полем, лавочками, туалетом, живописными прудами, площадками для выгула собак и променада.

Для антистапеля лучшее место придумать трудно. Байдарки поставили обтекать, прислонив к воротам (по опыту Шотландского похода). Это практично и эстетично - выстроенные почти вертикально в ряд лодки, устремлённые носами в небо, как дивизион ракет противовоздушной обороны. Мокрые вещи развесили на кустах, лавочках и ограде. Местные на нас смотрели благожелательно, подходили пообщаться. Милая дама из соседнего с парком домика, Розмари, пригласила всех к себе в дом на чай и кофе. Узнав, что мы русские, она сказал, что её муж сильно уважал Путина, как сильного президента.

Понимая, какие мы после похода «вонючие» - пропахшие дымом костра, потом и морем, мы немного смущались. Решили сперва все развесить на просушку, а потом уже зайти. Погостили в прекрасном доме. Розмари сказала, что здание проектировал её покойный муж. Кофе, чай, печенье и шоколад, всё было качественное и вкусное. А Розмари была так любезна, что предложила отвезти Диму и Доктора в Нельсон к офису аренды машин.

Они уехали, а мы остались собирать вещи и байдарки. Это долгий трудоёмкий процесс. Ветер дул сильный. Поэтому, не смотря на вечер и отсутствие солнца, вещи быстро подсыхали. Мимо нас постоянно ходили собачники и спортсмены, детишки играли рядом на детской площадке. Мы обглаживали всех проходящих собак, общались с хозяевами. Все собаки добрые, хозяева спортивные, открытые, благожелательные. В этом месте все жители поджарые, нет ни одного человека с лишним весом. Одна пара презентовала нам баночку их фирменного новозеландского мёда.

Наконец в наступающих сумерках вернулись Дима с Доктором на двух тойотах. Машины не очень большие, а вещей много, и нас восемь человек - сразу все не вместились. Мы с Колей остались ждать второго рейса. Завтра-то байдарки и походные вещи сдадим на склад, тогда поместимся все.

Гуляли по стадиону, пытались рассмотреть Южный Крест просветах между тучами. Из соседнего домика вышла женщина. Она волновалась, что мы остались одни в ночи на улице. Предложила зайти в гости, поесть, попить, а если надо, то и поспать. От еды и сна мы отказались. Чаю обрадовались, но сказали, что не можем сразу оба покинуть свой пост. Поэтому на чаепитие отправили Инну, а Адмирал остался следить за дорогой.

После чаепития Инна вернулась вместе с хозяйкой, огромной чашкой горячего чая с молоком, блюдцем с орешками и сухофруктами. Было приятно. Какие неравнодушные люди тут живут!

Настала ночь. Мы гуляли вдоль посёлка. Каждый дом окружал цветущий садик и низенький, не выше колена или пояса забор. Двери во двор, в сад, а часто и в дом – нараспашку. У каждого дома несколько машин, а иногда и трактора.

После 20 часов жизнь на улице здесь замирала. Не оставалось ни машин, ни людей. В домах, утопавших в цветах и зелени, загорались огни. Окна у всех были огромными и большинство без занавесок. Вся вечерняя жизнь обитателей – как на ладони. У многих мы видели огромные экраны телевизоров. А нам телевизорами служили – сами эти окна. Уличных фонарей почти не было. Один стоял на перекрестке, другой у съезда на пляж. И всё. Зачем им уличные фонари, если вечером никто не бывает на улице.

Потом свет в окнах стал гаснуть. Люди отходили ко сну. Нам тоже хотелось спать, и Дима за нами всё ж приехал. В кемпинге мы встретились с нашими канадцами, Наташей, Алексом, Никки. Мы не виделись два года с поездки по Мексике, так что радовались, обнимались, делились новостями. Наташа сварила на всех суп. Алекс выставил пиво и текилу. Хорошо!

Дальше уже совсем другая история, путешествие на машинах. По-своему интересная, полная своих открытий и приключений.

Поход получился совсем коротким. Жалко было, что погружение в природу завершилось так рано. Ну да – накладки в начале, съевшие почти два дня. Но все равно, похода хотелось побольше. И это замечательно.
Значит, будет продолжение!

---



Написать письмо автору

Выйти на главную страницу

Copyright © "СтранникК" (экс "Василич и К")
Вы можете использовать любые материалы сайта www.StrannikK.ru
Но, пожалуйста, со ссылкой на авторов