Лыжный поход по Цне - отчет

           2-7 января 2022


           Автор: Николай К.   




Обновление 13 февр - добавлены впечателния новичка

Цна - небольшая весёлая речка в Тверской области. Мы планировали лихо катиться по её льду, присыпанному снежком. Но оказалось, что в последние годы она почти не замерзает, по крайней мере, в новогодние каникулы. Не зная этого, мы озадачились, увидев чёрную воду вместо льда. И весь поход усердно тропили лыжню то с левого, то с правого берега, уходя от реки иногда на 3-4 километра. Протестировать первый искусственный водный путь в России времен Петра I - канал, соединяющий Цну с Тверцой, мы попросту не успели. А в этом была главная изюминка похода - пройти по стыку бассейнов Каспия и Балтики. Вот история канала и его устроителей в увлекательном изложении.

Это был традиционный короткий новогодний лыжный поход. 5 ночей в палатке без печки, 6 дней на лыжах в пути. Нет, если бы с нами пошли девушки, мы бы печку взяли. А без них суровым мужикам печка - только лишние хлопоты. Спокойно, медитативно, без лишнего героизма мы прошли 41 км, вместо планируемых 60-70. Т.е. в среднем 8 км за день. Главный вывод на будущее - не забывать составлять побольше запасных вариантов маршрута. На незамерзшую зимой реку мы попадаем в третий раз за свою походную историю. Но всякий раз натыкаемся на эти "грабли" (забываем распечатать карты альтернативных путей). Впрочем, поход, все равно, получился веселым и замечательным.


    - Где это:

Россия. Тверская область. Рядом с Вышним Волочком.

Из Википедии: Вышний Волочёк построен на водоразделе двух водных бассейнов — Балтийского и Каспийского. Грузы со стороны Волги поднимались по реке Тверца до этого водораздела. С другой стороны водораздела грузы шли на судах уже по реке Цна, впадающей в Мсту. Мста - в Ильмень, из Ильменя вытекает Волхов, впадающий в Ладогу. Вытекающая из Ладоги Нева впадает в Балтийское море.
Название Волочёк происходит от слова волок, подразумевающего, что грузы перетаскивали через водораздел.

В 1703—1722 годах по распоряжению Петра I в Вышнем Волочке прокопали Тверецкий канал из Тверцы в Цну — первый искусственный водный путь в России.

Мы планировали в последней части маршрута пройти этому историческому каналу из Цны в Тверцу, потом - по Тверце и обратно в Цну по более современному каналу. Но идти лесами - совсем не то же самое, что по льду рек. И до каналов мы попросту не дошли.
Кстати, я задумался - а как в древности люди предпочитали передвигаться по рекам: зимой по льду или летом по воде?

До Вышнего Волочка от Москвы добраться удобно поездом (электричкой "Ласточка" или скоростным "Сапсаном")
В пути:
- Сапсан 1 час 40 мин;
- Ласточка 3-3.5 часа;

Поездом до В.Волочка


    - Участники проекта

Персона / Должность Обеспечение
1. Николай - АдмиралЪ, штурман
2. Юрий - Глав_Костёр


    - Маршрут запланированный: по реке Цна от Великооктябрьского до В.Волочка

В районе Великооктябрьского слишком много посёлков и лысых (безлесых) пространств. Да и дорога проложена вдоль реки. Этот участок я планировал обойти с левого берега по лесу. Затем в районе Сосновки перейти на правый берег. И пройти вдоль берега между нескольких летних деревень. Затем выйти на лёд реки и по нему идти вплоть до Вышневолоцкого водохранилища. По нему до острова Захарин Бор. Затем нырнуть в Новотверецкий канал, соединяющий бассейны Балтийского и Каспийского морей. По этому каналу или вдоль него попасть в реку Тверцу (это - уже Каспийский бассейн). Пройти по ней вверх до Старотверецкого канала. По нему вернуться обратно до Цны (Балтийский бассейн). Там в городской черте есть симпатичный остров с парком Текстильщиков. Рядом - островок с храмом. Неподалеку Венецианский парк и музеи. Любим мы заканчивать походы возле музеев. Но река не замерзла и все сложилось иначе.
Ниже на схеме показан запланированный маршрут.

По Цне по реке


    - Маршрут получившийся

Начало совпало с планом. С вокзала на такси доехали до посёлка Великооктябрьский (60 км.)
Вот же имячко придумали коммунисты. Длинное и корявое для языка. Сравните с древними именами рек Цна, Мста. Место старта - газоперекачивающая станция между Малым и Большим Эскино. Встали на лыжи в глубокой темноте с фонариками.

Пошли по лесной просеке пока были заметенные, но еще читаемые следы снегохода или лыж. Через километр следы кончились. И мы в полной мере осознали, что такое тропить даже не по лесу, а по густо заросшей вырубке, засыпанной рыхлым снегом. А осознав, отошли в высокий дремучий лес, где и заночевали. S=1 км от старта

Первые костры разводились трудно, долго, дымно. На второй день я отыскал мертвые березы, мы надрали с них берёсту, которой и пользовались до конца похода.

Утром отоспались, понимая, что теряем светлое время суток. Как оказалось, мы потеряли время, но сэкономили силы. Перед выходом на маршрут по просеке прошел снегоход. Идти по его следу стало много легче. Юра после многолетнего не хождения на лыжах медленно восстанавливал навыки, но не терял оптимизма. Испытанию его терпения способствовали еще и санки, норовящие перевернуться на горках и наклонах лыжни. По выходу из леса мы увидели необычный скотный двор. От него прекрасно сохранилась крыша на опорах. Стены исчезли, съеденные временем. Но на бетонной крыше разросся хвойный лес. Елки и сосны росли на бетонной поверхности, как на каменной скале, не сильно печалясь, что корни не достают до земли. Издали это кусочек леса на крыше казался летящим на ковре-самолете.

В районе Сосновки следы снегохода ушли на дорогу, а мы, тропя по целине, вышли к реке. Цна нас удивила, если не сказать "шокировала". Снежно-ледяной была лишь её середина, а местами и того меньше. Все остальное пространство - чёрная вода, мрачная на фоне белоснежных берегов.


Посмотрев на карты и осознав, что я подробно распечатал только окрестности реки, понял, что придется идти берегом "по пачке Беломора" (выпускались раньше такие папиросы, на пачке которых, была схематично изображена схема Беломоро-Балтийского канала).

Немного вернулись вверх по реке, перешли мост и отправились вдоль реки по какой-то заметенной дороге или скорее машинному следу. Прошли несколько деревень, жизнь в которых протекает лишь летом. Дошли до сосновых посадок, изрядно попорченных короедом. В них и заночевали. S=9.5 км от старта

На следующий день добрались до лесной деревеньки Кресилово, точнее, того, что он неё осталось. Один-два домика там были жилыми, и люди оттуда, судя по следам, пешком ходили в две стороны по глубокому машинному следу какого-то военного грузовика. Идти по этим колеям оказалось крайне неудобно. Мы пытались найти "третий путь". Нагулялись по целине, обнаружив заметенные снегом останки силосных ям, скотных дворов и партизанских схронов и, увы, вернулись на "свою колею". Как водится, в черных сумерках и легкой метели добрели лесом до какого-то склона, на полочке которого и заночевали, назвав стоянку "орлиным гнездом". S=20 км от старта Очень живописные места.

В лесах много следов лосей, зайцев, лис и, видимо, волков, а может и собак. Про местных волков, загрызающих собак нам рассказывал и водитель такси. Но, мне кажется, местные жители повторяют страшилки для красного словца, в расчете на впечатлительных, пугливых горожан. Еще ни в одном походе мы от волков ни зла, ни испуга не встречали.

На окраинах деревни Борки мы разговорились с жительницей крайнего дома, у которой жили две собаки породы алабай. Поняв, что мы не боимся собак, она пригласила нас к себе на участок за забор и выпустила своих алабаев (азиатских овчарок). Одна нас облаивала, другая быстро пришла дружиться. Мы её трепали, чесали и всем был счастье.

Дальше по правому берегу Цны мы могли в срок не успеть вернуться к поезду. Леса без дорог и деревень - это приятно, но труднопроходимо. Мы добрели до моста, перебрались на левый берег и по нему добрались до хутора лесного хозяйства Рученая. Людей там не встретили, но обнаружили замечательно укатанную снегоходную трассу, уходящую строго на север, перпендикуляром от реки.

Зигзаги вдоль реки

Как ни приятно было по ней катиться. но спустя несколько километров мы при первой же возможности свернули на привычным нам курс на Восток. На ночевку встали в чисто сосновом "карандашном" лесу, почти без подлеска. S=29 км от старта

Утром вышли полные надеждой дойти хотя бы до платной автомобильной трассы Москва - Петербург. Не тут-то было! снегоходная дорожка, постепенно загибаясь, привела на обратно в Рученую. Мы сняли лыжи и пошли вдоль дороги на Вышний Волочек, надеясь, что рано или поздно съезд с трассы выведет нас на нормальную лыжню или снегоходный след.

Первый съезд оказался не удачным. Мы вышли на огромные действующие песчаные карьеры, заглубились в них (на лыжах по занесенным следам авто), но дорога постепенно как будто всосалась в карьерный песок. Пришлось вернуться к шоссе.

В Вышневолоцком районе много сосновых лесов, много песка, и, следовательно, с давних времен было несколько кирпичных заводиков и несколько стеклянных. Один - известный с царских, потом советских времен, изготавливал рубиновые звезды московского кремля. Мне довелось в детстве даже побывать на нём, посмотреть как варят стекло, как из него выдумают, вытягивают вазы и прочие замечательные сосуды. Нынче оба завода умерли. Есть какой-то третий, делающий прозрачную тару для пива. Грустно, что вместо рубиновых звезд, кубков и художественных изделий теперь только пивные бутылки. Уныло смотрятся и городские дома из серого силикатного кирпича. Но, видимо, время такое. Подробнее об этом:
     - «Красный Май»: от рубина до руин - часть I    - часть II
     - Тени утерянного мира в Тверской Венеции



От карьеров мы ни с чем вернулись на трассу. Стремительно теплело. Начался подлип снега к лыжам. Свечка спасала не на долго. Вторая попытка сперва тоже оказалась не удачной - к реке мы вышли, потрогали её родимую, но идти вдоль неё было трудно. Третья попытка увенчалась относительным успехом. Мы вышли на летнюю лесную дорогу (ныне укрытую снегом) и пошли по ней иногда приближаясь к речке, иногда отдаляясь от неё.

В живописном месте с видом на реку мы в пятый и последний раз разбили лагерь. S=36.5 км от старта Наступала "ночь перед Рождеством". Я заранее прокопал много дорожек. Юра заготовил много дров. Поставили свечку возле ёлки, сварили ароматный глинтвейн. Как в произведениях Гоголя вдруг раздвинулись темные тучи, вышел тоненький, растущий месяц и даже одинокая меж облаков звезда. Мы чокнулись кружками с горячим глинтвейном: "С Рождеством!"

Вспомнили Инну, помогавшую нам собираться в поход, вспомнили Доктора, который хотел, но не смог пойти с нами, вспомнили всех друзей. Как всегда, походили перед сном босиком по снегу и улеглись спать.

Встали рано, вышли рано. И стали с нуля тропить лыжню по летней лесной дороге. Шли не быстро, но вполне уверенно, пока молодняк, выросший вдоль дороги, не начал под весом снега сгибаться на дорогу, полностью её перегораживая. Местами получались аналоги бобровых плотин на реке. Тогда мы обходили завальные места старым лесом. И к середине дня вышли к деревне Жилотково. S=41 км от старта Там нам повезло с ребятами, приехавшими на машине, проверить свой летний домик. Они подбросили нас до В.Волочка, откуда Сапсаном мы менее, чем за два часа примчали в Москву.



    - Походные ФОТО: как это было

      - Портреты и зарисовки

      - Рождество в лесу, чёрная вода и голубое небо

    
    * Впечатления новичка

- Записки Юрия В.


    - Наблюдения и мысли

Привычки россиян меняются. Прошлым летом мы прошли 800 км на байдарке по сибирским рекам и не встретили ни одного человека на веслах - только на моторах. Распоследний бедняк не хочет махать веслами - плавает на японском движке. И сейчас, зимой мы почти не встретили лыжников. Только авто или снегоход. Исключение составила чета пенсионеров, вышедших на короткую прогулку по нашему лыжному следу. Выводы делать не хочу. Надеюсь, что маятник привычек и мод когда-то качнется в обратную сторону. Кстати и на лошади ни одного - ни в одной деревне. Нет и стогов сена или иных намеков на домашнюю животину.

Деревеньки, даже в глуши, остались таковыми только по названию или фасадам отдельных домов. Исчезли скотные дворы, исчезли дворы (как строение) позади дома, где крестьяне содержали скотину и птиц, у многих исчезли даже огороды. Видно, что люди приезжают сюда только летом и только на отдых. А если у кого-то прилегающий участок и сохранил свои функции, то его обнесли высоким железным забором в стиле: "Это моё! А вы нам не нужны! Там снаружи за забором - хоть потоп"

Нам рассказывали байки о чудо-фермерах, о переселенцах из городов. Возможно, такие есть, но они пока не заметны и погоду не сделали.

Чтобы видеть окружающий мир (не умирая под рюкзаком или от подъема в горку), радоваться всему встречному - полезно сформировать элементарные навыки жизни на природе, загнать их в рефлексы и привычки. Будь то костер в зимнем лесу, палатка в снегу, одежда на маршруте и в лагере, готовка еды и пр. Жаль, что стало меньше желающих получить этот опыт.




Написать письмо автору

Выйти на главную страницу

Copyright © "СтранникК" (экс "Василич и К")
Вы можете использовать любые материалы сайта www.StrannikK.ru
Но, пожалуйста, со ссылкой на авторов