Версия от 23.08.2008

Волчьи Тундры: Водно-горный поход 2008

Деловая часть отчета - карты, цифры и т.п.




Автор: Николай Комлев Фото: участников похода

Маршрут по дням и на карте

Термины:
Стапель - сборка судна. Антистапель - разборка и запихивание в мешки.

Кораблик - означает ведение судна за веревочку (чалку), например, по мелководью, по порогам вверх или по шиверам вниз.

Волок - это когда, например, лодку тащат по мокрому мху болот. Разгружая или не разгружая перед этим.

Обнос - это когда лодку несут, как правило, не разбирая, но выгрузив предварительно вещи. Их несут отдельным рейсом.

Перенос с антистапелем - самый занудный вид преодоления препятствия. Лодку разбирают, засовывают в рюкзак, переносят через трудный протяженный участок, потом заново собирают.

Передвижение по дням Км на лодке Км под лодкой Км пешем
с 31 июля на 1 августа отъезд из Москвы. Поезд 16А отправление 00:50
--
--
--
1 августа в поезде
--
--
--
2 авг Прибытие в Оленегорск утром 09:51. Автобусом 11:40 до Мончегорска (до моста) ~25 км.
Стапель у моста.
Сплав по Мончеозеру до р.Ярва. 7.5 км
Корабликом вверх по порогам Ярвы 1.0 км. Ночевка примерно по середине р.Ярва

7.5
1.0
--
3 авг День Рождения Надюши
Корабликом вверх по р.Ярва еще ~0.8 км
Сплав по оз. Малый Павель ~1 км.
Короткий кораблик вверх по шивере-сливу.
Сплав по оз.Пагель 4 км.
Кораблик вверх по протоке с порогами, вытекающей из оз.Красная Ламбина 0.5 км.
Сплав по оз.Красная Ламбина примерно до кордона на р.Вайкис (граница Лапландского заповедника)3.2 км.

8.2
1.3
--
4 авг Разведка пути к оз.Ребячье 2.3 км. (+ 2.3 обратно)
Параллельно прочесывание леса в поисках Собачьего логова.

Основная группа: Перенос с антистапелем 5 судов вверх до оз.Верхнее Волчье 3.2 км. (с учетом двух ходок 9.6 км) И метров 150 на запад на огромном валуне разбили лагерь

Параллельно альтернативщик Михаил: Волок катамарана до оз.Ребячье 2.3 км. (с учетом двух ходок 6.9 км), сплав по озеру 1.8 км, спуск корабликом по ручью и обнос по кустам до оз.Верхнее Волчье 1 км. Сплав по озеру до стоянки основной группы 2 км.
Резюме: не надо через Ребячье.

--
9.7
4.6
5 авг Дневка. Радиалка. Восхождение на безымянную вершину между Волчьей Тундрой и Мочесньюначорр высота свыше 900 м. Всего 15 км.

--
--
15
6 авг Сплав до конца оз.Верхнее Волчье. 9.5 км.
Сплав по протоке вниз (пороги и шиверы-шкуродеры), местами корабликом. 1.6 км. Первые кораблекрушения "Щук".
Сплав до конца оз.Нижнее Волчье 6.4 км.
"Потеря" Михаила, сбившегося с маршрута.

17
0.5
--
7 авг Обнос в гору по лесной дороге до оз.Окунево 0.8км (с учетом челнока 2.4 км.)
Сплав по оз.Окунево 0.8 км.
Волок по болоту 0.5 км (с уч.челнока 1.5 км) до оз.Рестацнени
Сплав по озеру 0.5 км.
Лагерь на "пляже". Разведка 2 км.

1.3
3.9
2
8 авг Сплав по оз.Рестацнени до "зимника" 0.3 км.
Волок до гусеничной грунтовки 0.2 км.
"Сплав по коллее"
Волок до оз.Кузколь 0.2 км. (всего волок-челнок 1.2км)
Сплав по озеру до порогов на сливе из оз.Нижн.Ольче 5км. Обед у подножия порога.
Сплав до бухты с Оленем у подножия г.Ядвинч на оз.Куцколь 5.5 км.
По грибы 1.5 км.

10.8
1.2
1.5
9 авг Дневка. Радиалка. Восхождение на г.Ядвинч 8км
Окрестности 2 км.

--
--
9
10 авг Сплав от стоянки на оз.Куцкол до моста/плотины урочища Тихая гавань 6.8 км
Обнос моста. Заклейка дна у Славы. 0.1 км. (челн 0.3)
Приятный сплав по порогам и шиверам до протоки из оз.Н.Воронье 2 км.
Еще 1.5 км. до стоянки ниже острова на реке Куцколь.
Деревянные мостовые на морошковом болоте.

10.3
0.3
1.0
11 авг Сплав по р.Куцколь до оз.Лумболка 1.3 км.
Сплав до протоки Лумболка-Кашкозеро 3.5 км. Поиски Михаила на Лумболке.
Сплав по порогам/шиверам протоки 0.8 км.
Сплав по Кашкозеру до бухты справа по ходу 6.8 км.
Полудневка в бухте. Помывка.
Минивосхождение на вршинку 224 ниже г.Туйбола 3 км.

12.4
--
4.0
12 авг Сплав до протоки Кашкозеро-Сухая Ламбина 3.5 км.
Пороги на протоке меж двух озер. Обнос Щук вниз по дороге 1.4 км (челн. 4.2) Прекрасный сплав по порогам на Скауте (занос вверх и снова сплав) 1.4 км.
Сплав до конца Сухой Ламбины 4 км.
Сплав по Сухому Порогу протоки из Ламбины в Мончеозеро 0.4 км.
Сплав по Мончеозеру до губы Долгая 8 км. Сильный встречный ветер.

17.3
4.2
--
13 авг Сплав по Мончеозеру до моста 9.8 км.
Сплав под мостами авто и ж/д в протоке Мончеозеро-Лумболка в режиме "минус матрос" т.к. мелковато и шиверно-микропорожисто 1 км.
Сплав по Лумболке 2.3 км. Обед с видом на город.
Сплав до третьего моста 2.8 км
Сплав по Мончегубе в оз.Имандра до мыса (не доходя до о-ва.Риж) 9.5 км.
Итого 25.4 км. Альтернативный подсчет Федором дал 27 км.

25.4
--
--
14 авг Сильный встречный ветер и волнение. Сплав до о-ва Риж. 2 км.
Отлов уносимого ветром Влада. Еще 1.5 км.
Попытка обойти о-в слева. 0.5 км. Шторм оказался сильнее. Отступление 1.7 км.
Обход острова справа через дамбу. Сплав 1 км. Обнос 0.1 км (челн 0.3) Сплав против ветра вдоль берега 3 км. Обед на мысу. Отступление 0.2 км.

9.9
0.3
--
15 авг Подъем в 4.40, старт в 5.40. Сплав до хибинского берега полтора км. южнее устья Гольцовки 4.8 км.
Сплав на юг вдоль берега 5.5 км. Сплав на о-в Высокий 1 км. Лагерь на берегу.
Радиалка - восхождение на вершину Высокого (219 м) 1.6 км.
Сплав до станции Нефелиновые Пески. 0.9 км
Антистапель. Перенос к станции 0.1км (челн 0.3) Ужин. Отъезд в 23.34 стоянка 1 мин

12.2
0.3
1.6
16 августа в поезде. Петрозаводский десант за местным спиртным. --
--
--
17 авг Прибытие в Москву воскресенье утром в 10.46 на Ленинградский вокз

--
--
--
Итого пройдено в лодке и под ней 155 км. и ~40 км. по горам пешком 132.3
22.7
38.7

Наш маршрут на двух картах:
1-я часть на карте Волчьих тундр (в 1й клетке 4 км.)

2-я часть на карте Имандры (в 1й клетке 4 км.)

Разумеется, я пользовался более подробными картами с сайта Кольские карты
А также прочел единственный более-менее водный отчет из тех мест

Пройдено:

озер - 15 (17):
Мончеозеро, Мал.Пагель, Пагель, Красная Ламбина, Верхнее Волчье, Нижнее Волчье, Окунево, Рестацнени, Куцколь, Лумболка, Кашкозеро, Сухая Ламбина, Лумболка в Мончегорске, Мончегуба, Имандра (+ Ребячье и Карежины озера, которые прошел Михаил отдельно)

рек и протоков: 9

порогов, обозначенных на карте: 20

вершин - 2 (+2 маленькие)


Анализ цифр и лодок

Анализируя цифры, можно отметить, что 17% всего водного пути лодки ехали на нас: корабликом, волоком, на плечах или даже на голове. Вроде бы это должно было напрягать. Но нет, не совсем. Маршрут с таким количеством обносов и волоков позволил сразу отделиться от любых праздных рыбаков и случайных людей. Наполнил жизнь разнообразием и приучил к мобильности. Более того. Пройдя в первый же день пороги вверх по течению, мы поняли, что непреодолимых препятствий для нас просто нет.

Без учета двух дневок и одного собачьего дня эти 155 водных км. мы прошли за 11 дней. Т.е. в среднем получилось по 14 км. в день (с собачьим днем - по 13). Среднюю скорость движения лодки определить трудно. В какую бы сторону мы ни плыли, ветер всегда был встречным. Сейды расщедрились штилем лишь два раза. При планировании маршрута можно считать среднюю скорость Щуки в штиль по озеру 5.5 км/час. Средняя скорость Скаута 5 км/час. Михаил считал, что он на своем мини-кате с распашными веслами будет обгонять нас, утверждая, что развивает скорость 6.5 км/час. Думаю, что он погорячился в расчетах и его реальная скорость в штиль (для расчетов) 4.5 км/час. Даже умеренный встречный ветер отнимает скорость. Но опять же не одинаково. Мне кажется, что если у Щуки он отнимает 1.5-2 км/кас, то у Скаута и катамарана отнимает уже 2.5 км/час.

С учетом того, что попутного вестра просто не бывает, среднюю скорость сплава в этих краях следует считать равной 4 км/час.

Лучшим средством для походов здесь является Щука. Да, на интересные пороги с ней лучше не соваться. Там Скаут вне конкуренции. Но таких порогов не много. А Щука хороша и на штормовой волне, и против ветра, и особенно удобна при волоках и обносах.

Я читал много материалов о модернизации Щуки. Умельцы приделывают к ней рули, стабилизаторы, паруса, оси жесткости, обвязки и пр. На мой взгляд, все это просто от жажды творчества. Что действительно вам самим стоит добавить к минимальной комплектации - так это пеноковрик на дно под твердые вещи, надувную подушечку под задницу для защиты оной от затекающей воды и сухие гидроколготки или неопреновые носки (это в зависимости от окружающей температуры).

И, кстати, собираясь в дальний поход, не поленитесь - проверьте в ремнаборе клей и заплаты. Не вообще есть ли они, а клеят ли они материалы баллона и днища. Материалы постоянно меняются и зачастую клей не прилипает, скатываясь с поверхности, как вода.

Дневки с радиалками в горы без рюкзаков - очень правильное и приятное решение. Важно только учитывать, что основные силы съедают не горы, а подходы к ним, как правило, полные болот, чащ, комаров и сырости.

... продолжение следует ...




Яндекс.Метрика
Написать письмо автору

Выйти на главную страницу

Copyright © "СтранникК" (экс "Василич и К")
Вы можете использовать любые материалы сайта www.StrannikK.ru
Но, пожалуйста, со ссылкой на авторов