Версия от 29.08.2008

По Волчьим Тундрам

Автор: Инна Васильева

Поход получился интересным, непростым и очень насыщенным событийно. Мы каждый практически день делали что-то новое, преодолевали какие-то новые трудности. Фраза, произнесенная в начале одним из участников: "Все, что нас не убивает, делает нас сильней", стала хитом похода. Частенько кто-нибудь на вопрос о самочувствии или усталости после очередного приключения - преодоления отвечал: "Это наверняка сделало меня сильнее", - и радостно хихикал. Народ подобрался незлобный и с хорошим чувством юмора, поэтому ржали всегда и над всем, не взирая на усталость и погодные условия.

Я влюблена в те места. Мне настолько там все мило и нравится, что первые два дня я вообще постоянно улыбалась, как идиотка. Притом постоянно, когда выгребала против волн и ветра, дрожала от холода и дождя (в день приезда была самая холодная погода + 5), помогала капитану тащить довольно тяжелую байдарку вверх по порогу, готовила еду ну и т.д. Чем даже вызвала недоумение у мужа, он несколько раз спросил меня, а потом и Надю, все ли со мной в порядке. Но это было счастье возвращения в близкие по духу места, ничто не могло его поколебать. Дочка сказала, что она испытывала похожие чувства, мы в Кольском заполярье уже в 3-й раз и совсем не надоедает.

О частностях. Я, впрочем, как и все остальные, впервые путешествовала по порогу вверх. Это очень увлекательно, встречный поток воды норовит сбить с ног, камни скользкие, периодически встречаются глубокие места, которые желательно обойти, байдарка тоже мечтает вырваться из рук, и как и положено сплавиться вниз, у Славика (участник) она однажды даже отвязалась, и чудом была отловлена следующим за ним экипажем "Коллайдеров". И самый длинный участок такой прелести был около 1,8 км, рубились мы там в первый день часов 5 и во второй часа 3. В общем, полный рабочий день меньше 2-х км. Сказалось отсутствие опыта, а у части участников подходящей амуниции. Мне в непромокающих гидроколготках (на главной фотографии моей все 3 девушки в них) было вполне тепло, сухо и комфортно.

***

Следующая запомнившаяся, а точнее сказать просто врезавшаяся в память вещь - это многочисленные обносы. Их было много, и они были разнообразны по протяженности и характеру местности, по которой приходилось тащить. Самый длинный - 3,5 км притом с явным подъемом в гору, мы шли сдув и собрав байдарки, только прибившийся к нам катамаранщик Михаил (60 лет) гордо пёр свой одноместный кат, не разбирая. Смотрелось это очень красиво, он вдевался посередине в свою посудину и двигался вверх по дороге, утверждая, что ему легко, удобно и помощь не требуется. Жалко зрителей кроме нас не было.

Еще один яркий волок - это около 600 м по болоту, настоящему - с кочками, с морошкою, норовящему провалиться под ногой и не отдать сплавную обувь. Я в свое время много шлялась по Тверским болотам, собирая ягоды, и Коля родом из Тверской губернии, поэтому мы имели представление, куда и как надо наступать, а для большинства это был первый опыт. Поэтому покачивающаяся под ногами земля, вызывала у народа опасения и кучу эмоций. Славик вообще ломанул в длинный обход через гору с вещами. А пока он носил гермы (непромокаемая тара для вещей), байду его вместе с другими утащили по болоту, и потом до нас доносились жалобные крики и пронзительный свист одинокого Славика. Ну, мы не звери, отбуксировали к нему его плавсредство, тем более, он, видимо, для подстраховки, успел утащить много чужих мешков.

Еще одно развлечение ожидало нас на совсем коротеньком 400 м обносе. Накануне вечером туда сплавали и прошли весь путь разведчики - Коля с Владом. Вернулись с очень загадочными лицами и активно интриговали нас заявами, что завтра нас ждет что-то совсем новое. Расколоть их не удалось. На следующий день, протащив вещи и байды метров 200, натыкаемся на дорогу, у которой каждая колея представляет собой грязевой канал. Адмирал ехидно командует рассаживаться по лодкам и пробовать плыть. Получается, если отталкиваться веслами от берегов. "Только", - говорит он: "тут БМП носятся, как угорелые, окошечки-бойницы у них маленькие и заляпанные грязью. Так что видимости никакой, могут и не заметить. Так что прислушивайтесь. Если шум какой, сразу выпрыгивайте, лучше вместе с лодками!" А сам, пока мы все это перевариваем и мысленно видим себя под гусеницами танков, радостно нас фотографирует, типа напоследок. (фотографию я добавила). Оказалось - это был коварный розыгрыш, плыть по грязи не пришлось, донесли 200м до озера и поплыли без опаски.

А еще обносы - это повод проявить смекалку. Носить гермы не удобно, это не рюкзаки, а байдарку тащить тоже не подарок. Поэтому каждый извращался, как мог. Кто-то сцепливал две гермы и вешал через плечо, кто-то нанизывал их на весла и изображал странника с кучей котомок и странным посохом. Мы с Андреем (мой капитан) немного помыкавшись, пробуя нести байду и на вытянутых, и на согнутых руках, и под мышкой, придумали нести ее на головах. Тоже смотрелось красиво.

***

Прохождение порогов, как и положено, вниз по течению - событие также впечатляющее. Для половины участников - это было впервые и пугало. Те, по которым мы шли не были сложными, в них не было опасностей, просто быстро несущийся поток воды и множество камней, между которыми желательно маневрировать. Но я помню свой первый сплав по простенькой речке Мсте, и как я орала, видя неотвратимо надвигающиеся камни (муж мой тогда сказал, что даже и не подозревал раньше о таких моих голосовых возможностях). Поэтому чувства новичков были вполне понятны.

Наш с Андреем (мой капитан) экипаж был самым опытным, поэтому мы пошли первыми и легко и весело прошли всю речку до следующего озера, зачалились, отчерпали воду и стали ждать остальных. Но никто больше не выплывал. Бросив байду, пошли вверх смотреть, где же все. И перед последним порогом обнаружили, что все ведут байдарки корабликом (на привязи). Это тяжело, народ поскальзывается, падает в воду, байды рвутся из рук, норовят лечь на камень. При том непременно поперек потока, тогда ее тяжелее столкнуть, и внутрь попадает много воды. Видя такие мучения, говорим Адмиралу, что тут осталось не очень много, и не очень сложно, давайте сплавляться на лодках. Но народ замучен, к тому же часть экипажей с веслами разбрелись по берегам, и идею нашу не поддерживают. Берем тогда с Андреем скаут и сплавляемся второй раз на нем. Он более приспособлен для порогов, камней почти не замечает, минирафт все-таки, а не наши щучки. Андрей говорит, что на нем даже не интересно.

Потом были более приятные пороги, почти без камней, их прошли все наши лодки, и народу даже начало нравиться мчаться по быстрому потоку. Правда, две лодки умудрились продырявить именно на них и это заметно снизило энтузиазм.

А последний, самый длинный и самый сложный, Адмирал, просмотрев, принял решение обносить все Щуки, сплавляться желающим только на Скауте. Мой капитан был очень разочарован, бурчал всю дорогу, рвался в бой именно на Щуке. Правда, потом сплавившись по нему на Скауте, признал правильность адмиральского решения об обносе. Там были большие бочки (разновидность порога) и бескаркасную щуку могло на них просто сложить пополам. В конце этого обноса, видимо в награду за труды, обнаружился красивейший мыс, на котором мы готовили обед, куча грибов и болотце с самой крупной и сладкой морошкой.

***

Нашей Наде очень хочется поплавать на байдарках по морю. В целях подготовки в конце похода у нас было знакомство с Имандрой (самое крупное озеро на Кольском п-ове, пл. 876 км?, сред. глубина 13 м, макс. 67 м). Мы очень надеялись на хорошую, теплую погоду и неспешное путешествие между островами, но нас ждал шторм с хорошим встречным ветром и большими волнами.

Одноместную байдарку с раненым Владом вообще начало стремительно относить на середину, пришлось высылать спасателей (Адмирал со Славой), при стыковке маленькая байда все-таки кильнулась, пришлось ее переворачивать и вылавливать Влада, сажать в двойку. А опытному адмиралу удалось -таки справится с волнами и ветром и заставить лодку вернуться к берегу. Влада обсушили и отогрели у костра и попытались плыть дальше, но шторм усилился, выгребать стало совсем сложно, а на одноместной просто опасно. Мы не экстремалы, мы отступили, под прикрытием берега отплыли назад, приготовили вкусный кисель с живыми яблоками, ягодами и сливками (спасибо Диме с Федей - дежурным), набрались сил и, воспользовавшись чуть утихшим ветром быстро перескочили на ближайший остров, где пообедали под непрекращающимся дождем. Но шторм утихать категорически не хотел, волны стали напоминать взаправду морские, с ревом обрушивались на берег. Переплывать на другой берег это 5 км при боковой волне и ветре мы не решились и решили ждать штиль, а пока, еще чуть отступив и спрятавшись от ветра, ужинать и спать.

Штиль наступил в начале 5-го утром, все вскочили, собрали лагерь и загрузились в лодки за час. И ещё за час перемахнули Имандру, на этом берегу вечером нас ждал поезд.

***

В этом походе всем запомнился эпизод с собакой. На одной из стоянок мы разбили лагерь недалеко от кордона егеря Лапландского заповедника. И почти сразу к нам примчалась , видимо с проверкой, его лайка Чуна. Молодое, пугливое животное скоро к нам привыкло, с большим интересом наблюдала за приготовлением ужина, радостно подъедала, то чем ее угощали, и скоро стала совсем своей, подставляла морду и пузо для оглада, играла со всеми желающими. И на нее перестали обращать внимание. Ну бегает и бегает.

А лагерь в водных походах разбивается по-особому, сначала выгружаются вещи из гермомешков, подмокшее(у нерадивых) сушится, потом уже ставятся палатки и вещи убираются туда. Поэтому лагерь в начале похож на цыганский табор, все деревья завешаны носками, трусами, куртками и т.д и по всему полю разбросаны вещи, народ только перед сном собирается с силами все запихать в рюкзаки и гермы, на случай ночного дождя.

И вот уже после ужина капитан Коллайдера Дима начинает бить тревогу, что нет пакетика с документами. Опять-таки специфика водного похода - все, боящееся влаги, надо паковать тщательно, во множество пакетов, это относится и к еде и к вещам, ну и к документам. И Дима, у него это уже 2-й водный поход, подготовился, еще в поезде тщательно упаковал свои и брата Федора паспорта, деньги, обратные билеты, свой мобильник(Федя не дал) и удостоверения МЧС и Красного Креста Федора в крепкий оранжевый пакет, сверху для надежности все обмотал скотчем многослойно, вспомнил, что забыл ключи от дома и примотал их тоже скотчем же к пакетику. И вот этот-то пакетик и пропал.

Стали опрашивать всех, и наша Надя вспомнила, что видела, как собачка брала его в пасть, она на нее цикнула, собачка пакет положила, Надя пошла дальше, а через пару минут, вернувшись, пакета уже не увидела, подумала, что ребята его убрали. Но это была сообразительная Чуна. На следующий день организовали поиски, 8 человек прочесали весь мыс вдоль и поперек, в буквальном смысле, заглядывая под каждый камень, травы там не было. Но пакетика и даже его фрагментов тоже не обнаружили. Лайка поиски восприняла с энтузиазмом, как новую интересную игру, активно бегала с нами, обнюхивала кустики и камешки, на предложение "ищи игрушку" начинала с готовностью смотреть на верхушки деревьев( уж не знаю, что у нее за игрушки там).

Часа 4 мы честно искали, применяя различные методики - и от кромки воды, поднимались цепью к лагерю, и от лагеря циркулем, увеличивая круги. Но все было тщетно, собака, оказалась не дура и спрятала добычу надежно. Сходили к леснику, он подтвердил вороватость своей собачки и сказал, что она и рюкзаки в принципе развязывать умеет. Так что собака обеспечила себе достойную жизнь с кучей документов, с ключами от питерской квартиры, денег ей тоже должно хватить надолго. Дима не знал сколько он точно должен нам за закупленные продукты и некоторую снарягу и на всякий случай подзанял у коллеги, а ехали они не с нами , а на своем питерском поезде, поэтому к моменту встречи деньги уже были надежно упакованы, отдать их нам сразу он не мог.

Дима пытался подкупить Чуну колбасой, вскрыл, ради этого, непочатый батон, она её радостно жрала, но кремнилась, заветного места не выдавала. Потом , когда он отвлекся, сперла остатки колбасы, и его пластиковую миску впридачу. К моей большой радости не пострадала серебрянная ложка, которую Дмитрий берет в походы по моей просьбе, так как мне очень нравится размешивать ею сухие сливки, сублиматы, салаты и т.д. Кстати размешиваю я все это в специальной очень большой миске(минитазик), ею и пользовался потом Дима до конца похода.

Происшествие это случилось на второй ночевке, и все оставшиеся дни народ периодически глумился над "бомжами", предлагая различные варианты развития событий. Типа остаться на ПМЖ на Кольском или добираться на электричках до Питера, или гримировать их под негров (угля в костре много) и выдавать за шерпов. В конце концов все обошлось. Стоянка поезда 1 мин, документов не проверяют, а в вагоне адмирал договорился с сочувствующим проводником и с начальником поезда.