Версия от 20.11.2010

Сахалин 2010

Часть первая: Фирсово - Томари

Автор: Инна Васильева

Сахалин был нашей давней мечтой. Красивой и казалось несбыточной. Поскольку очень далеко и дорого. Но в этом году как-то всё ловко сложилось, и компания подобралась, и билеты оказались дешевле, чем мы думали. В общем, мы решились на пеший поход по Сахалину.

Несколько месяцев готовились, прорабатывали маршрут, продумывали снаряжение, питание, изучали особенности растительного и животного мира. Перечитали кучу страшилок о медведях, поскольку на острове их очень много 3-4 тысячи где-то, и избежать встречи с этими милыми животными не удаётся ни одной группе туристов. Противоречивые чувства раздирали, с одной стороны, конечно же интересно встретить такого зверя на воле, с другой …совсем не хотелось быть съеденными ими.

Изучали растения, там много и съедобного и очень полезного, но встречаются и ядовитые экземпляры, которые даже трогать руками не желательно. Снаряга, еда, личные вещи тоже тщательно продумывались, потому как лишнего веса тащить не хотелось (всё ж на себе нести), но взять всё необходимое надо было.

Мы даже выбрались в подготовительный поход в июне для участников и сочувствующих, чего обычно никогда не делаем (разве что перед походом по Белому морю было подобный тренинг). Но в данном случае он себя полностью оправдал. Все участники познакомились, а главное мы приняли правильное решение насчёт обуви, в пешем походе это очень важно.

И наконец, все хлопоты и сборы позади, наступил день отлёта. Целуемся, обнимаемся с провожающими, садимся в самолёт. И первый сюрприз – нам достались места в бизнес-классе. Считаем это хорошим знаком, с удовольствием жмём на кнопочки на кресле, которое легко трансформируется в кровать, изучаем меню, напитки, фильмы. Надо заметить, что длинный перелёт прошёл комфортно, все успели выспаться, что было совсем не лишним после бессонной последней ночи.

***

И вот Южно-Сахалинск. Опьяняющий свежий воздух, Сопки совсем близко от аэропорта. Отличная погода, солнце, тепло. Грузимся на местного водилу и через час мы на старте в Фирсово. Упаковываем рюкзаки, оставляем заброску на вторую часть похода у приятного смотрителя базы ЛДПР. И вперёд, прощай цивилизация, люди, здравствуй, вольная дикая жизнь.

Первая часть похода у нас планировалась от моря Охотского, до моря Японского, то есть поперёк острова в узкой его части (~40 км). Дорожка, ведущая в горы, кончилась примерно через час ходьбы. Мы переобулись в сплавную обувь, чтобы не бояться грязи, луж, речек и почапали по бездорожью. Тропинки, конечно, встречались, но все медвежьи. По Сахалину ходит очень много медведей, и очень мало людей, в этом мы убедились на практике, не встретив ни одного человека за весь маршрут. А медведей встретили в первый же день, притом в самом стрёмном варианте, медведицу с тремя медвежатами. К счастью они шли по другому берегу реки, и услышав наши истеричные свисты и звоны, медведица решила увести детей куда подальше от этих ненормальных.

Заслуживает упоминания наша противомедведёвая амуниция. Так как мы не охотники, то никакого оружия у нас собой не было. А для избежания столкновений с хозяином тайги мы все были обвешаны колокольчиками, свистками, и при передвижении издавали кучу звуков. В средние века так ходили, оповещая звоном о своём приближении, прокажённые. Ну, а мы предупреждали мишек. И умные животные пропускали нас, хотя, судя по следам, их вокруг было достаточно много. Зато встреча в первый день сразу внушила нам уважение к размерам и силе животных. Медведица была, ну, очень большая. И сразу отпали споры о ночных дежурствах, все поняли, что лучше не поспать час ночью, подкидывая дрова в костёр, чем вздрагивать всю ночь от любых звуков. Потому как, судя по отчётам туристов, медведь – животина любопытная, любит зайти в спящий лагерь, побродить среди палаток, проверить, не осталось ли чего вкусного.

В первый же день мы также поняли, что идти нам большей частью придется по воде, во всяком случае, переходить речки с берега на берег постоянно, а часто и вовсе по ручью – это единственно возможный путь. Потому как вокруг либо скалы, либо непролазные джунгли. Ещё раз порадовались правильно выбранной сплавной обуви. Мы шли в гидроносках и кроссовках предназначенных, для нахождения в воде. С дырочками для вытекания жидкости. Но подошва у них была трекинговая, то есть можно ходить и по лесу и по горам, и носок укрепленный, то бишь защищал пальцы от камней. К счастью вода в Сахалинских речках не холодная, нас это всё время приятно удивляло. Все ж привыкли, что горные речки всегда ледяные, заходишь, и ноги ломит. А тут температура воды, наверно, была в районе 20 градусов. Было комфортно, и идти, и купаться, и даже мыть голову. А купаться в тёплой горной речке – это особое удовольствие, она ж бурлит вся, и течение сильное. Находишь себе естественную ванночку, погружаешься, или, держась за камень, или ногами находишь упор, чтоб не смыло… и наслаждаешься упругими струями, все джакузи отдыхают, удовольствие ни с чем не сравнимое.

Но это всё лирические отступления, а первая часть похода была рассчитана на 10 дней. Мы должны были по самому короткому и лёгкому пути пройти от Фирсово до Новосёлово. Но на Сахалине очень сложно ориентироваться. Мы не взяли с собой каких-либо навигаторов (официально сахалинские карты до сих пор не рассекречены), поэтому легко сбились с маршрута в самом начале. В тот момент, когда с реки Фирсовки нужно было перейти на реку Ломоносовка, мы, увы, перешли на речку Ясновку. Поскольку речки очень похожи, то ошибку обнаружили слишком поздно.

Мы несколько дней честно поднимались по этой речке. Первые два дня она была достаточно широкая, с пологими берегами, что позволяло большей частью идти по берегу, периодически переходя её, чтобы срезать путь. И ночёвки в эти дни были лесу, что подразумевает наличие дров и достаточно ровных площадок для палаток. Но на третий день речка сузилась, пошла в горы и характер берегов тоже изменился. С двух сторон нас обступили скалы, а значит, пришлось постоянно идти по воде, преодолевая водопадики, поваленные деревья, сильное течение и скользкие камни. Звучит довольно пугающе, но на самом деле было не очень трудно, просто медленно и осторожно двигались, зато очень интересно и красиво. В общем, пока было светло, всё нас устраивало, но надвигался вечер, темнеет в горах быстро, и остро встал вопрос о месте для ночёвки. Но вокруг по-прежнему скалы, а вдобавок наша река решила порадовать нас красивым водопадом, залезть на который с рюкзаком и без страховки не представлялось возможным. Сгущались сумерки, от водопада сильные брызги, сразу стало влажно и зябко.

Отважные разведчики полезли привязывать верёвку, по которой благополучно подняли сначала рюкзаки, а потом и людей. Но на это приключение ушло время, и стало совсем темно. В темноте идти вверх по реке совсем экстремально, постоянно кто-нибудь поскальзывался и норовил упасть в воду, к тому же не видно берегов, и трудно разглядеть подходящую площадку для ночлега. И когда Адмирал, идущий впереди, всё-таки разглядел условно подходящее место, то радости нашей не было предела. И мы легко согласились, что небольшой уклон нам мешать не будет. На следующее утро продолжили путь и достаточно быстро уткнулись в снежник (очень плотный слой снега над рекой, достигает нескольких метров), поднявшись по нему обнаружили труднопроходимые скалы (мы ж не альпинисты). Тут и поняли, что речка была не Та, поскольку Та должна была нас вывести к перевалу.

Спустились до ближайшего притока, предположив, что это нужная нам река, и опять поднялись по нему вверх. Тот же результат - сначала снежник, а потом скалы. Поняли, что и эта речка не Та. Но на какой именно мы находимся, было не ясно. А дело шло к ночи, стремительно смеркалось. Ночевать на снежнике не хотелось категорически. Холодно на нём, и есть опасность провалиться. Решили подняться вверх (на ближайший гребень), там сориентироваться и переночевать. Снизу нам казалось, что метров через 20-30 вверх начинается вполне приличная «зелёнка». Но, поднявшись, мы обнаружили непролазные заросли бамбука. Объяснить, что это такое - трудно, это возможно только прочувствовать на собственном опыте.

Бамбук растёт сплошной стеной, он очень прочный, упругий и гибкий. На него можно откинуться и лежать, он легко держит вес человека, кажется, что лежишь в гамаке. Идти сквозь него достаточно сложно. Друг друга в зарослях совершенно не видно, так как стволы смыкаются, как только человек прошёл. Палатки поставить сначала казалось вообще нереальным, потому что свободного места просто нет. Рассматривали несколько вариантов, вырубить площадку под палатки, но первый же опыт показал, что срубленный бамбук торчит вверх острыми кинжалами, которыми легко пораниться самим и порвать одежду и палатки; думали просто спать, павалившись на бамбук, но как-то неуютно без палатки, да и прохладно. Потом решительно пригнули стволы и поставили сверху палатки. Это была одна из самых оригинальных ночёвок.

Утром удалось сориентироваться. Как оказалось, истоки речки лежали у одной из самых высоких гор гряды - горы Рудановского. Так что вместо перевала, мы вышли к вершине. Притом вышли не с той стороны, где ходят туристы, а с непроходимой, заросшей бамбуком и достаточно крутой. К тому же, расслабившись от обилия воды (шли же по ней несколько дней) мы, опытные туристы, сделали серьёзную ошибку – не взяли на восхождение никакой жидкости. Погода стояла жаркая и солнечная. Подъём – это всегда тяжело (по крайней мере, мне так кажется), а тут ещё и преодоление бамбука и кедрача, и пот льётся градом, а восполнить-то и нечем. Потратив немало сил, мы поднялись на более высоеий хребет, немного не дойдя до вершины. С радостью обнаружили, что на самом хребте бамбук не растёт... Его заменяет кедровый стланик. Это разновидность кедра, приспособившегося к жизни на вершинах, где дуют сильные, часто ураганные ветра.

Высокому дереву там не выжить, поэтому кедр стелется по земле, переплетаясь с соседями ветвями, как руками. При этом древесина очень прочная, мы были вынуждены шагать прямо по стволам и веткам деревьев, пригибая их своим весом, и кедровый стланик, честно держал наш с рюкзаками вес, ни разу не сломавшись. Подъём занял весь световой день, и опять встал вопрос выбора места для ночёвки. С ровными площадками тоже трудности, ребята встали на склоне, а мы на самом гребне, вписались филигранно между стволами стланика.

Неожиданно поднялся сильный ветер (потом мы узнали, что это были отголоски далёкого урагана), и появились сомнения, а не сдует ли нашу палатку порывами с гребня. Мужчины, чтобы подстраховаться сделали палатке обвязку из нашей 40-метровой веревки. И она устояла. В этот день был День Рождения моей дочки Нади, а это традиция, что в её день мы всегда в походе, и, как правило, день этот лёгким не бывает. Так как воды у нас не было, то проблема праздничного ужина отпала сама собой. Съели по бутербродику, по кусочку праздничного тортика, «запили» собранной девчонками голубикой и спать.

С утра, не тратя время на завтрак, закусили опять-таки голубикой (все-таки какая-то жидкость). Сориентировались и поняли, что это за вершина, и как далеко мы отклонились. И солнцем палимы, побрели вверх на самый пик. Продираясь сквозь кедрач, кое-где обходя его по крутым склонам, где-то за час с небольшим мы покорили эту высоту. Путь был сложен, но не долог, большую часть мы преодолели прошлым днём. И «весь мир на ладони, ты счастлив и нем». Лучше Высоцкого, наверно, не скажешь. Каждая вершина – это чудо и красота, и ты замираешь, очарованный открывшейся панорамой. Советуемся, куда дальше податься. Был вариант все же выйти на плановый маршрут по реке Найба. Но пройденный крюк отнял слишком много времени и сил. К тому же отсутствие воды уже начало сказываться на самочувствии, пить хотелось ужасно, нёбо почти у всех было обожжено кислотой постоянно поглощаемых ягод. Все уже были изрядно подмученные. Очень хотелось вниз, к речкам.

Поэтому мы решили идти к Японскому морю по наиболее простому варианту - по речке Томаринке. Поскольку на этот участок у Адмирала не было подробных карт (слишком далеко в сторону было отклонение), то мы шли вообще "на ощупь". Собственно, даже не зная, что это река Томаринка — просто посмотрев на горизонт и вычислив, к какому из море потечет эта река. Пройдя немного гребнем и «свалившись» вниз при первой же возможности.

Не могу не упомянуть один момент. Как-то в очередной раз вырвавшись из зарослей кедрача, падаем в мох передохнуть, и О Счастье!!! Обнаруживаем, что он очень мокрый. Радости нашей не было предела, уж мы им и обтирались, и обкладывали пластами головы (так что со стороны были похожи на лешаков, хорошо наблюдателей не было), а потом поняли, что и пить его можно, если сжать одной ладошкой пучок мха, то в другую собираешь жидкость, немножко пахнущую травами и с наслаждением пьёшь. Понять наше состояние и наши чувства в тот момент, может только тот, кто больше суток не пил, при этом активно двигаясь и потея. Испытывать никому не посоветую, так что поверьте на слово.

Спуск был гораздо легче подъёма, и на наше счастье, мы не вышли на скалы, а довольно удачно спустились к истоку ручья. Сразу встали на привал, закипятили большой котёл чая, выпили с огромным удовольствием. Как же мы радовались журчанию воды. Не даром говорят, что вода – это жизнь! Оставшиеся дни спуска к Японскому морю были довольно спокойными, без экстрима. Шли себе и шли, казалось, что за ближайшим поворотом реки увидим море, но на деле оказывалось, что путь долог, едва уложились в сроки.

Вышли к морю на 10-й день к вечеру, а рано утром 11-го уже поехали на поезде ко второй части нашего путешествия. Японское море удивило, нам казалось, что вода должна быть попрохладней, а она оказалась ласкающе-теплой. С каким удовольствием мы плавали в нём, и вылезать совсем не хотелось. А потом ели красную икру-пятиминутку, очень свежую и вкусную, со свежим хлебом, со сливочным маслом. Удовольствие невыразимое, если учесть, что на маршруте, ни хлеба, ни масла нет, не говоря уж об икре.

***

Хочется рассказать про первую после спуска с вершины ночёвку. Шли мы по узкому ущелью. Быстро темнело, река спадала вниз водопадами, по которым мы с трудом спускались с фонариками, на ощупь, помогая друг другу. Мест для палаток не было в принципе. Поэтому первая же маленькая площадочка, обнаруженная Димой совсем у реки (собственно это было именно русло реки, когда она полноводная от дождей или по весне) стала нашим домом. Чтобы уместить там палатки нам пришлось срыть часть склона, благо он в том месте был не каменистым, сыпучим. Часа два мы с Надей , как заправские шахтёры вгрызались в гору, при том надо понимать, что лопат у нас не было и копать приходилось палками, а выравнивать площадку потом ногами. Но глаза боятся, а руки-ноги делают, где-то срыли, где-то подложили камней, и лагерь готов.

Если бы пошёл дождь, то нас бы, наверно, залило, точнее смыло. Но нам повезло, переночевали нормально. Стояночка маленькая, тесная, но уютная. Когда мы ужинали и завтракали, то часть народа сидела на другом берегу речки, а миски мылись, просто не сходя с места, достаточно протянуть руку и зачерпнуть воды.

Немного о еде. В горной части нашего маршрута, помимо основной раскладки, мы активно питались грибами. Их достаточно много и разнообразие большое. Соблюдая осторожность, мы собирали и ели, только то, что знали: белые, подберёзовики, подосиновики, опята, сыроежки. Потом в Южно-Сахалинске увидели на рынке, что то, что мы считали сатанинским грибом, на самом деле активно продаётся и пользуется спросом. Но пробовать не стали. Ещё, в первые же дни, мы попробовали сахалинских улиток. Живут они на огромных лопухах белокопытника, крупные очень. И оказались вкусными и сытными. Гурман Лехт утверждал, что они ничем не уступают ресторанным виноградным улиткам.

А Аня, наш главный ботаник собирала побеги папоротника и гречихи и делала из этого салат. Тоже интересный вкус, гречиха кисловатая, чем-то напоминает щавель. И ягода моховка, какая-то разновидность красной смородины, только волосатая, как крыжовник, и более сладкая и душистая, чем привычная нам смородина.