Версия от 08.06.2010

Отчет Летописца

Автор: Любовь Малофеева

За мою болтливость в этом походе меня назначили Летописцем. Очевидно, чтоб зря не сотрясала воздух восторженными воплями, а вдумчивым взглядом исследователя вселенной радовала окружающих молчанием. Что ж, назвался груздем, полезай в кузов.

Когда ты попадаешь, случайно ли, намеренно ли в земли наших предков, в голове вертится, что тебя должно обдать такой стариной глубокой, что от одного только ощущения этой древности будет веять сумраком веков и тенями предков….
Отнюдь, я вам скажу…на протяжении всего времени пребывания на реке, только монастырские стены могли наполнить нас ощущением древности, но из-за вылизанности и окультуренности этого места древность скрылась в складках меловых гор.

Окружающий народ также добавил всему нашему походу флёр курортной беззаботности и легкомыслия, непростительного в таком серьёзном деле, как поход. Пусть кусают себе локти те, кто не пошёл с нами, т.к. такого «ленивого» похода у нас ещё не наблюдалось. (Ну у меня по крайней мере))))
Пляжи, черепахи, одуряющий запах цветущих деревьев, активно отдыхающий народ (О, где ты? Уединение одиноких странников?) не давали нам шанса боевого броска. Весело и беззаботно, еле махая вёслами (не могу сказать, как черепахи, потому, что эти прыткие создания так ни разу и не дались в наши любознательные руки) плыли мы себе и плыли, оставляя за собой городские заботы и предаваясь чудесному моменту созерцания Мира.

Внутренний будильник сам собой настроился отваливаться спать в 21.00 и вставать в 7.00 по московскому времени (местное время смещено на час вперёд), что благотворно сказалось на цвете лица, блеске глаз и всеобщем бодром настроении.

Северский Донец радовал нас, чем только мог. Про белые манящие пляжи я уже упоминала, кроме этого была цветущая буйная растительность, мирный не замусоренный пейзаж, полноводие реки, громкое пение птиц, ночи в ярких звёздах и много – много рыбы в реке, которая нас тоже баловала своим явным вниманием и играми. У нас даже появился знакомый жерех, который постоянно показывал нам своё присутствие и соблазнял Владимира поиграть с ним.
К концу путешествия сложилась своя традиция говорить при виде всплесков воды: «опять жерех балует», смакуя фразу, как тайное лакомство, доставшееся только нам.

Атмосфера похода была самая что ни на есть дружественная и умиротворённая. Ничто не могло нас вывести из этого сладостного отдыха. Приходилось кочки искать самим. Так, мне пришлось учиться чувствовать лодку, садясь на место капитана. Потом полдня мы виляли по реке, отгоняемые от других лодок шутками о кровожадности. Или другие мероприятия, о которых речь пойдёт далее.

Итак, первый день.
Преодолев кордон и суровых пограничников, пилотки которых очень понравились нашему Адмиралу, мы прибыли в приграничный город Харьков. Это славное место очень напоминало курорт. И, кстати, это ощущение, меня лично, не покидало до конца поездки.
Нас уже ждал своевременно заказанный микроавтобус и радушный водитель, который был уверен, что все москвичи очень состоятельные люди. Это выяснилось, когда тема моего с ним разговора плавно перетекла о ценах на жильё. Он небрежно упомянул, что коттедж у в Харькове можно купить недорого, примерно за один миллион долларов... И был несколько удивлён моим ответом, что не все могут себе это позволить. Ну что ж, се ля ви.
Обменяв валюту! :-)))) мы на микроавтобусе выехали за город, попутно любуясь весенними окрестностями, которые своими весенними красками радовали душу и настраивали на мирный позитив. За плечами мысленно уплывали рабочие моменты, заботы и проблемы повседневной жизни, а мы по мере продвижения к месту стапеля впитывали в себя воздух путешествия/ приключения, которое должно было с нами случиться.

Проехав Змиев, покружив по шоссе и полюбовавшись с моста на Донец мы по кивку Адмирала остановились в строго назначенном месте.
Надо уточнить, что начало похода пришлось аккурат на майские праздники. Оказалось, что их отмечают не только россияне, но и остальные мирные граждане бывшего союза, поэтому волею судьбы мы были вовлечены в тесное общение с местным населением, активно отдыхающим на природе. Народ показался мне очень довольным, неторопливым и радушным. (уж не знаю, может в душе они и ругали клятых москалей, но ни разу мы не встретили никаких проявлений экстремизма).

Я об этом говорю, потому что на Украине не была с детства и политической обстановки обчества не представляла. Особого ощущения заграницы не было. Казалось, что мы просто за городом. В хорошем темпе (очень хотелось побыстрее выйти на воду и отключиться от отдыхающих масс) лодки были собраны и спущены на воду.

В первые дни мы очень часто встречали байдарочников-профессионалов, которые зарабатывают себе на хлеб, катая по реке желающий народ. Надо сказать, что хотя это и не было видно с первого взгляда, но работают люди много. Не было ощущения запустения, как на Терешке. Везде кипела жизнь.

На Донце очень живописные берега.
На левом постоянно толпились могучие деревья, в обхват и более толщиной. Серебристые тополя, которые я сначала приняла за гигантские осины, поражали своими размерами. Очевидно южные земли дают всем растениям больше времени на рост, т.к. всё вокруг было очень большое и мощное. Этот берег был более крутым и скалистым, лишь изредка выкатывая нам свои знаменитые песчаные пляжи.
Правый же, наоборот, поражал радушием, пологостью и зелёными лугами. Пляжи здесь встречались чаще, однако из-за высокой воды основную массу мы так и не оценили.

На всём протяжении реки нам встречались вкопанные столики со скамейками, самодельные ступеньки, если берег был крутоват, и другие знаки внимания человека к реке. Мусор тоже встречался, но в умеренных количествах и в кучах. Иногда, когда было время нам удавалось что-то утилизировать. Своё ж, как всегда, уничтожали сами либо носили с собой.
Первый день прошёл под знаком супа с галушками. По этому поводу завязалась беседа о изменении значения некоторых слов в разны местностях. Я с детства привыкла что галушки это мучные шарики, кидаемые в суп. У Адмирала же было представление, что галушки, это что-то вроде пельменей, а в суп кидают клёцки.
Потом речь зашла о других предметах, значение которых менялось в зависимости от местности. Под эти разговоры суп Клёцко-галушечный был съеден.
< После обеда мы вошли в правый, более уединённый рукав Донца и мерно пошли вперёд.

Первая наша ночёвка состоялась на правом пологом берегу, под цветущей грушей и громкое пение птиц. Почему то в этот раз (сравниваю с Терешкой) птицы горланили с самого утра и до поздней ночи так громко, что иногда мешали спать)))). Мне даже стало казаться, что это они специально для нас (эгоцентризм, куда ж от него) заводили эти концерты и каждая старалась обратить на себя особое внимание.
Кукушки куковали так долго и яростно, что однажды загаданное желание о количестве испечённых мной блинов пришлось выполнять долго, коптя новую сковородку и делая первые царапины ножом (да простит меня Начпрод). Соловьи выводили такие трели, что уснуть, не дослушав концерт, было кощунством. Причём виртуозность их возрастала с каждым днём пути. Остальная неразличимая мной братия тоже не уступала в своих способностях и создавала звонкий ночной фон.

На второй день отдохнувшие мы отмахали 30 км. Река была полноводна и нетороплива. Солнце было тёплое, так что наши бледно-белые тела начали постепенно приобретать красноватый оттенок. На второй день мы уже купались. Сначала было не по себе от прохладной воды, но по мере того, как жара прибывала, опасения исчезали в тени.

Второй день был ознаменован тополем серебристым. И обед и ужин проходили именно под ними. Река очень любима и густо заселена, иногда приходилось пренебрегать правилом «делать стоянки вдали от населённых пунктов» и как в этот раз (хотя Владу это и не нравилось), делать стоянки возле деревень.

Вторая ночёвка прошла на великолепной тополиной поляне, в очень красивым видом на реку. Состояние было настолько медитативным (у меня по крайней мере), что фотографирование было не самым популярным занятием в коллективе. Если бы меня назначили фотографом, то самые красивые виды я проплыла бы, впитывая их красоту, а не настраивая объектив. Хотя иногда фотограф просыпался и во мне. но был бит и запихан в запасник.

А у Влада проснулся украинский разговорный. Это было прогнозируемо, но всё равно мило и неожиданно. Когда . он начал вставлять украинские словечки в разговор с местными, они радостно откликались, а остальная наша компания стояла разинув рты от удивления. А уж когда он однажды пропел мне песню на украинском!!!! Я не догадывалась, что мужское пение может меня так взволновать. Может потому, что это был любимый голос:?

Ой, совсем забыла сказать, что наша экспедиция проходила под двумя флагами. Адмирал нёс российский, а на нашей красотке был прикреплён украинский. Иногда люд гадал, гонка у нас или что.

Третий день ознаменовался встречей с интересным мужичком, который мне лично показался больше водяным, чем представителем местного населения. Он был невысок и кряжист. На туристскую стоянку, что мы выбрали для ночлега, кстати, самая грязная была стоянка, приехал сразу после нашего появления, деловито, как у себя в хате прошёл к реке. Ловил миног, смотрел свои сети. Потом, озадачив нас фразой, что придёт ещё и ночью, де не пугайтесь, быстро скрылся на старом мопеде.

Ну водяной, так водяной, согласились мы и принялись за свои дела. Также в этот день мы кроме всех прочих, повстречали милую пару из Харькова на каркасной байдарке, с которыми мы сначала перебрасывались словами, потом поболтали, а потом и вовсе вместе встали на ночлег.

Четвёртый день прошёл под знаком черепах.
«Черепаха, черепаха!» - закричала я, и с этого момента весь день был посвящён пристальному осмотру солнечных берегов и попытке сфотографировать эту живность. Попутно мы разглядели неудачливого кабанчика, который так и не смог переплыть реку, но черепахи увлекли нас, будто модели на подиуме.
Потом начались размышления об их быте и нравах. Позже я выяснила, что местные черепахи зимуют, закапываясь в песок. Там же откладывают яйца.

В виду того, что сплав происходил весной, все самые заманчивые стоянки ещё были под водой и нам приходилось иногда долго и придирчиво выбирать себе место для обеда или ужина.
Чаще же. место, подходящее нам было уже занято и нам ничего не оставалось, как довольствоваться малым.
Иногда из-за отсутствия полого спуска приходилось ночевать на крутых местах. Но это нисколько не смущало, а наоборот, добавляло матрасному походу легкую степень сложности.
Однако и нам везло. В этот раз мы обедали в величественном сосновом бору, который одарил нас прохладой и целебным ароматом смолы.

День пятый
Есть такая поговорка, что хороший турист всегда найдёт себе на голову приключения. На пятый день, совершенно для себя неожиданно мы оправдали это изречение. Мы нашли порог. Это был очень маленький порог. Даже можно сказать, порожек, но нам пришлось идти вверх по нему, и нервы мои не выдержали. В душе я трусиха. Любые неизвестности вызывают во мне ужас и ступор своей неопределённостью и, может быть, незнанием, как поступать в данной ситуации. Поэтому поделилась своим страхом с друзьями. На что Адмирал радостно предложил мне освоить урок сплава по реке в спасжилете и с веслом.

Честно скажу, с трепетом в сердце, я согласилась. В тот вечер я чувствовала, что завтра будет что-то, что ещё неизведанно мною. Это меня и пугало и поддерживало. По опыту я знаю, что освоение чего-то страшного для себя лучше начинать с малого. А тут ступор ясно дал мне понять, что ЭТО просто так не пройдёт. Ребята очень мне помогли преодолеть этот страх. Коля подробно рассказывал, что мы будем делать. Предлагал разные сценарии события. Самый экстремальный, когда я выпадаю из лодки Влад отверг. Думаю, что он реально за меня переживал (Я тоже!!!), поэтому решили, что я просто с берега с веслом прыгну в воду. Поймаю его и постараюсь поймать верёвку на воде.

Это со стороны смешно: ну подумаешь, ерунда какая. А когда тебе лично надо самой кинуться в быструю воду и создать опасную ситуацию, это не кажется простым решением. В этот же день мы встали на ночь в месте, которое Адмирал с улыбкой назвал Любин пляж. Может для того, чтобы подбодрить? Но мне было приятно. Спасибо!

Итак шестой день.
Команда отнеслась к делу серьёзно. Я надела всю аммуницию, которая у меня была, включая спасик, потом под неумолимо жарким солнцем мы погрузились в лодки и поплыли к месту моего испытания.

Солнце сделало своё дело. Оно палило так, что вода уже не казалась злой стихией, а манила прохладой и мягкими волнами. Операция была проведена. Я вздохнула с облегчением (Влад, очевидно, тоже) и мы, довольные поплыли дальше. Перед этим ребята радостно ещё раз сплавились по порожку (всё-таки отсутствие препятствий усыпляет матёрых туристов).

Солнце палило на всём протяжении похода лишь напоследок прогремев нам грозой. Так ни разу и не намочило. Поэтому приходилось самим постоянно и ежедневно плавать, нырять и снимать с себя лишние одежды. (с некоторыми это пришлось сделать насильно).

В этот день мы договорились с ребятами из Харькова вместе заночевать.
Стоянка обозначилась на высоком берегу среди дубравы. Очень красивое место. На ужин ели настоящую картошку, которую Алёна и Денис (так звали ребят) купили у селян, но съесть не смогли по причине огромных едовых запасов.

Во врем ужина на наших глазах рухнул поодаль дуб. Неожиданно, надо сказать. Кстати, по всему руслу мы часто замечали деревья, сваленные не водой, а сами по себе. Иногда это были молодые и сильные деревья. Подойдя поближе, увидели, что тот дуб был гнилой изнутри. Нда. Грустная аналогия напрашивается.

Наевшись до отвала вкусной картошки и выпив за здоровье наших новых друзей пошли спать. Деревья ночью больше не падали.

Седьмой день.
Сытно позавтракав (кто хорошо работает, должен хорошо есть)))) и распрощавшись с ребятами (они заканчивали своё путешествие) мы поплыли (очень медленно поплыли) через Изюм. Честно говоря, когда Коля сказал, что мы будем плыть через город, я подумала, что там будут каменные набережные и высотки, ну на худой конец плотные пятиэтажки. Однако Изюм предстал пред нами маленькими домиками и густыми садами. Практически целый день мы пересекали его, т.к. шли действительно очень медленно и встали на ночлег в чудном месте с хорошим пляжем и небольшой стоянкой.

Здесь мы обнаружили гадюку. Но она сидела в лесу и мы не особенно её интересовали. Поэтому мы занялись купанием и мелкими личными делами. Я повалялась в песке, им же вычистила все ложки, миски. Да и вообще, состояние было такое, что что бы ты не делал, всё было хорошо. Гармония!

Восьмой день после завтрака ознаменовался таким диалогом:
- Доктор, доктор, у меня клещ! – радостно крикнула я, обнаружив у себя на животе животное. (прививка это хорошо!).
Доктор: - Хм. Действительно, клещ. Принесите водки!
- Мне или клещу? - наивно спросила я
- Конечно доктору! - был лаконичный ответ
Животное было извлечено и предано огненной стихии. Жалко, конечно, а что делать.
Потом, на следующий день в нашей палатке опять был обнаружен клещ, за что нас немедленно прозвали клещевым рассадником. Перетряхнув палатку и разогнав всех постояльцев: как-то паучки, жучки, комарики, мы немного успокоились, однако следующие полночи я не спала, ощупывая себя, ибо всё время казалось, что по мне кто-то ползёт.

В этот день жара немного спала. Тучки начали заволакивать небо, поэтому , мы найдя хорошее место, встали и быстро поставили палатки. Последний вечер казался очень трогательным, т.к. чувствовалось, что всем нам хорошо. Слова душевно, душевный как нельзя более характеризуют то, что творилось у меня в душе. Спокойствие и умиротворённость. Хорошо.

На девятый день мы дошли до Святогорска, полюбовались монастырскими стенами, совершили совсем небольшую экскурсию по монастырю и погрузились в чудный автобус, донельзя забитый паломниками, туристами (мы), попрошайками и просто отдыхающим людом. Очень поразила скульптура шахтёра по дороге. Он предстал в лежащем состоянии. Если бы с него снять щахтёрскую одёжу и оставить только плавки, то вполне бы сгодился как памятник отдыхающего мужчины. Думаю, девушки были бы рады такому памятнику мужчины))).
Жаль, мы не успели его заснять. Кто ж знал-то.

В поезде нас ждали перерощенные скинхеды, но это уже совсем другая история...