Автор: Николай Комлев Фото: участников похода

  По Норвежскому морю на байдарках за полярным кругом

  август 2013




Обновление 17 ноября: добавил походный дневник

Спокойный поход на надувных байдарках вдоль островов и зигзагов заполярной Норвегии по Норвежскому морю, окраинному морю Северного ледовитого океана. Прошли около 250 км. меж островов и в устьях фьордов.
         Как и задумывали:
    - 1. Получили опыт "диких" (самостоятельных) походов в настоящей "загранице". Всё (визы, границы, законы) оказалось проще и естественней, чем представлялось и чем выглядело с чужих слов. Поняли, что и там вполне можно ходить в походы "дикарями". Пожалуй, я больше сил потратил на удушение страхов некоторых моих попутчиков, нежели на подстраивание под правила и требования заграницы.
    - 2. Познакомились с краем, откуда к нам приходили то ледники, то викинги. От тех легендарных викингов я не увидел ни следа, ни духа. Так же, как и нынешних арабов-египтян я никак не ассоциирую со строителями древних пирамид.
    - 3. Заглянули на самый север Европы. И мне показалось, что там вполне приятно жить. Особенно впечатлило отсутствие полицейских и прочих нахлебников, бережное отношение к природе и полное отсутствие выпендрежа в домах, одежде, авто и прочем материальном мире

Поход был точно не спортивным, но и не матрасным. Без ленивых и бессмысленных дневок, но с 2-3 полудневками. Во всяком случае было время и помыться, и постираться, и поймать рыбку, и сходить невысоко в горы.

Традиционно я планирую маршрут так, чтобы не заходить в населенку. Мне нравятся полностью автономные походы, без захода в поселки и магазины. Здесь я сделал исключение специально зайдя в один рыбацкий поселок (впрочем здесь все рыбацкое), чтобы посмотреть поближе на их быт, школу, храмы и пр. Еще одна высадка была случайной - нас сильно прижало ветром и мы попросились переночевать на ровном газоне вблизи дома в одном из хуторов.

Я заложил 1-2 резервных дня на случай штормов, заложил возможность срезания маршрута. Но группа подобралась/ сложилась ровная, и мы прошли максимум запланированного.

Как обычно я запугал всех нудной дорогой туда и обратно, постоянной зябкостью и сыростью там. Запугал, чтобы отнеслись более серьезно к подготовке. И это было правильно. Даже при том, что нам повезло с погодой. Достаточно сказать, что едва не половину времени мы ходили в шортах и футболках и загорели за полярным кругом почти как на югах. Однако наши друзья, которые шли в это же время, этим же морем на катамаране от центра Норвегии к ее южной окончености мерзли в трех свитерах и куртках.

Было много рыбы, потрясающих видов фьордов, зверушек. Что не удалось - потрогать олешек за замшевые рожки. Как-то они не очень расположены к этому. И еще не удалось отведать салата из морской капусты. С этим у нас на Белом и Баренцевом морях гораздо богаче. А еще мы не встретили ни одной байдарки. Может и не плохо, что нас там мало ...

Это мягкое лазурное море еще долго снилось после похода. Даже спустя неделю, просыпась я мучительно соображал, в каком фьорде или на каком острове мы ночуем сегодня.


- Где это?

Север Европы. Скандинавский полуостров. Королевство Норвегия.

Красное кольцо - наш примерный маршрут вокруг полуострова с горами 
и ледниками Oksfjordjokulen 1204 m высотой
Кликнув на картинку, вы откроете увеличенную карту


- Когда, как и почем - цифры

Двое суток дорога из Москвы туда (~2000 км), двое - обратно (еще ~2000 км).
Основные расходы - нанятый нами в Питере автобус с водителем 90 тыс.руб туда и 90 тыс.руб. обратно.
Это цена перевозки от Москвовского вокзала в Питере до берега Норвежского моря в нужном нам месте. Сверх того оплата водителю питания в пути и ночевки в кемпинге. Эти внушительные суммы мы разделили на 10 человек.
Разумеется были еще затраты на поезд Москва-Питер и обратно, на питание в пути, визу, страховку, общественную снарягу и пр. Еду почти всю мы закупили в России.
Мясо, сыр, а кое-кто и виски - в Финляндии.

Там на море у нас было 14 ходовых дней, за которые прошли = 250 км. Т.е. в день проходили в среднем по 17-18 км. со средней скоростью эксадры 4.3 км/ч. Мне кажется, что мы шли существенно шустрее. При отсутствии встречного ветра наша крейсерская скорость была 5.5. км/ч. А при попутном ветре, полагаю, что 7-7.5 км/ч. Но если все усреднить, учесть греблю против ветра, греблю в условиях противной боковой волны, задумчивое разглядывание с воды пещер и ледников, то наверное прибор прав. Если вычесть три полудневки, то в среднем в день проходили 20 км, затрачивая на это 4.5 часа гребли. Т.е. в среднем проходили дневную дистанцию за 4-5 ходок. В 4 перерыва между этими ходками мы успевали приготовить изысканный горячий обед, горячий ланч. Разумеется, день начинался горячим завтраком и заканчивался горячим ужином истинных гурманов.

Отъезд туда в ночь с 26 на 27 июля. Старт в море утром 29-го июля.
Финиш и антистапель вечером 11-го августа. Возвращение в Москву утром 15 августа (среда).

    Аренда автобуса:

Мы перебрали много вариантов заброски. От Мурманска, от Петрозаводска, от Кандалакши. От Кандалакши может и неплохо, но у них только маленькие автобусы. Остановились на Питере. Сперва сориентировались на фирму "Окситур". Но когда попросили от них простейшую справку (что они нас везут) для оформления наших виз, эти жадные ребята потребовали 100% предоплаты за всё, а потом и вовсе ушли в молчанку.

Тогда мы остановились на более крупной фирме "Балт-Кар" У них несколько своих автобусов, что надежнее. Ребята запросили разумные 20% предоплаты. Дядя Слава (он замечательно вел от нас все отношения с перевозчиками) отправил через банк предоплату 18000 руб (20%) за первый рейс. Заключил на своё имя некий стандартный договор на транспортное обслуживание. Оговорил дорогу туда через Оулу, по берегу Ботнического залива (где мы очень удачно пару раз искупались), вдоль Шведской границы. А обратную дорогу запланировал немного восточнее (как потом оказалось - с большим количеством оленей на дороге).
"Балт-Кар", как перевозчик нам понравился.

    Виза:

Мы без проблем получили визы через Норвежский визовый центр (сбор нужных бумажек конечно потребовал некоторых усилий, но обычных - без напряга)
Адрес: 127018, г. Москва, ул. Сущевский Вал, 31/1
Контактный центр: +7 (495) 669 67 53
E-mail: info.noru@vfshelpline.com
сайт визового центра


- Укрупненное описание маршрута

Наш поход прошел в Северной части Норвегии. В районе, что лежит к северо-западу от городка Alta. Если вы не смогли найти быстро городок Alta, тогда найдите Тромсё и Хаммерфест. Мы были примерно посредине между ними. Готовясь к походу я ориентировался на прогозы погоды для городка Хаммерфест (прогноз для Alta не отражал бы влияния открытого моря) Наш маршрут (обозначен синенькой стрелочкой) проходил довольно близко от него

Алта, Алта-фьорд и окрестности.
Синенькая стрелочка - наш маршрут

Большая часть маршрута проходила вокруг безымянного полуострова с горами и ледником Oksfjordjokulen Это очень высокий полуостров. Горы на нем достигают 1204 метров. На верху лежит лед. Чуть ниже снежники. А совсем внизу в закрытых от ветра фьеордах кое-где даже растут деревья, хотя по широте это севернее нашего Кольского полустрова.
Кроме того, мы обогнули или прошли вдоль крупных островов Stjernoya (Stjerdna) и Seiland. Первый из них похож на гребешок или на две сросшиеся кисти рук, пальцами обращенные к открытому морю. С кончиков этих пальцев удобно наблюдать за морской жизнью. На них нет ни домиков, ни дорог. С них можно быстро удрать от шторма в межпальцевое пространство. А перед ними постоянно что-то происходит - деловито проплывают тупоносые паромы, пишут дуги дельфины, громко прыгают касатки. Обогнув второй остров Seiland, можно попасть в Хаммерфест. Мы бы успели и туда. Но мне показалось, что это ни к чему. В случае шторма мы бы тогда точно не успели к автобусу.

Вот наш маршрут с местами ночевок (желтые точки). Кликнув на картинку, вы откроете увеличенную карту

Красная линия - наш примерный маршрут. 
Желтые точки - места ночевок
Кликнув на картинку, вы откроете увеличенную карту


- Пройденный маршрут с разбивкой по дням

Дата   Пройденное Км
26 июл Сели вечером в поезд на Питер
Ночь в поезде
-
27 июл Перегрузились из поезда в автобус. Проехали росс-финск границу
Встали на ночевку на северной оконечности Ботнического залива. Купались в этом пресном заливе Балтийского моря
-
28 июл Проехали финск-норв границу без остановки. Доехали до Alta и еще 100 км до до поселка Vika во фьорде Jokelfjord, в который сползает ледник. Вечерний стапель.
Встали на ночевку 1 в 300 м от самого крайнего домика пос. Vika (хутор Saltnes) на камнях прибойной зоны
-

Тающий ледник разбавляет соленое море
        Часть I - вокруг полуострова
29 июл пос Vika (хутор Saltnes) - язык ледника Oksfjordjokkelen (Glacier Jokelfjord) в бухте Bollu (выгул на снежник, игры на лодках в брызгах ледникового водопада) – бухта Skalsa (обед, купание) - Tverrford
Встали на ночевку 2 на мысу в травке на восточном берегу бухты Tverrford. За дровами и водой переплывали на другой берег мимо дельфинов
21
30 июл бухта Tverrford - мыс Neverneset - минуя Reinfjord - до бухточки у мыса Snusen (напротив острова Rodoy/ Ravdda)
Встали на ночевку 3 бухте у мыса Snusen. Треска и скумбрия, чай с блинами по даосски на втором этаже над морем и водопадом
18
31 июл бухта у мыса Snusen (где нашу лодку сдуло с берега в море) - пересекли Olderfjord - ввиду штормового ветра встали за 0.5 км до мыса Torskeneset
Встали на ночевку 4 не доходя мыса Torskeneset. Устроили полудневку с экскурсиями по скалам выветривания. Ввиду теплой ночи, мужики спали на улице без палаток.
13
01 авг мыс Torskeneset - мыс/полуостров Ramnnes - о-в Brynnilen (выгул напротив него в пляжной бухте с корабельными ошметками, гильзой снаряда и могильными голубыми елями) - Skjavik - Uerbukta - мыс Nordeueren - сказочные пещеры кажется в районе мыса Kjaresnes - пересечение Frakkfjord - Hettekeila (1 км на север от него)
Встали на ночевку 5 в 1 км севернее Hettekeila
22
02 авг Hettekeila - на сев-восток по проливу Loppesveet - о-в Marholmen (прогулка в птичьем царстве) - на юго-восток к острову Silda через Sandlandsfjord (обед на Silda) - на восток через пролив между о-вами Silda и Maroya - глубоководная рыба менек - на юго-восток по Langfjord - на восток в потрясающую бухту Nordre Tverrfjord
Встали на ночевку 6 в глубине бухту Nordre Tverrfjord, поднявшись "корабликом" немного вверх по речушке.
25
03 авг День рождения Надюши. Много ягод утром и рыбы весь день.
Бухта Nordre Tverrfjord - поселок Bergsfjord (пристали в порту, бродили по улочкам, шалили на школьном дворе) - на сев-сев-восток - Sommarsete (красивое ущелье без бухты с высоким неудобным мокрым берегом) - дельта речушки Ora
Встали на ночевку 7 в дельте Ora. Роскошный бесконечный закат. Стол-плита.
17
04 авг Ora - обогнули мыс Lorsnes - маяк Gammelvaerneset - выступ Gammelvaer в устье Ullsfjord - далее я планировал в глубь фьорда, но смутили домики и мы перескочили на мыс Nuven, где пока мы обедали нас накрыл штормовой ветер с дождем. "Героическая" борьба с тентом. Вынужденная полудневка. Рыба, запеченая в углях.
Встали на ночевку 8 на мысе Nuven.
8

Когда на море шквальный ветер
        Часть II - острова и проливы
05 авг Мыс Nuven - пересекли на восток Nuvsfjord - и впервые пошли вдоль побережья с дорогой (к счатью, не долго). Последний из перестраховщиков (ратовавший в Москве за безопасность похода посредством плавания вдоль дорог) понял, что обочина одинаково печальна на суше и на море. мыс Klubben, бухта Trollvika - Kvalneset - переход пролива Stjernsundet (5 км) на остров Stjernoya (Stjerdna) до выступа Hella - на север, огибая остров - до приятного местечка (подобие скально- галечного пляжика) между Stjernfoten и Roren
Встали на ночевку 9 между Stjernfoten и Roren. Охота касаток, дельфины, паромы.
21
06 авг С утра снова касатки
Огибая Roren - неглубоко зашли в Sorfjord - выбрались на фотосессию на шикарном песчаном пляже c с видом на ледник в районе Sandbukta - пересекли Sorfjord - обогнули мыс Pipstokken - зашли в глубь Nordfjord в бухту Purka, где встали на полудневку
Встали на ночевку 10 в бухте Purka (Nordfjord). "Экспедиция" к горному озеру с купанием в оном.
11
07 авг Бухта Purka - далее по "пальцам" острова на восток - пересекли Smalfjord, Lille Kjerringfjord, Store Kjerringfjord - от мыса Vardnes через пролив Rognsundet дошли до острова Seiland - обогнули мыс Taneset (самая северная точка похода), зашли в Bardfjord
Встали на ночевку11 в Bardfjord, как потом оказалось в национальном парке. Во второй половине дня включили дождь с ветром. Ветер дорвал тент, с которым мы успели еще немного "героически" побороться. Самые стойкие под дождем сходили в горы.
22
08 авг Bardfjord (о-в Seiland) - через пролив Rognsundet обратно к о-ву Stjernoya (Stjerdna) - вдоль о-ва на юг в залив Pollen (по пути с воды и с берега наблюдая за оленями, коровами, овцами - в заливе Pollen прошли через рыбью ферму (суда с кранами манипуляторами что-то загружали в огромные садки - зашли в суперзакрытую бухту Innerpollen - на обед поднялись к горному озеру Poll-vatna - затем обогнули о-в Poll-holmen и снова попали под сильный боковой ветер - решили встать в районе хутора Vinterset, не дойдя с километр до мыса Nordmannsnes
Встали на ночевку 12 на газоне (с разрешения хозяев) перед домиком хутора Vinterset. Общались с хозяскими детьми и собакой
19
09 авг Vinterset - мыс Nordmannsnes - через пролив Rognsundet обратно к о-ву Seiland - мыс Klubben - мимо еще одной рыбьей фермы в глубь Lille Kurfjord. Полудневка для отдыха, постирушек и экскурсий
Встали на ночевку 13 в Lille Kurfjord в дельте речки. Шаманские круги, олени, "летующие" снегоходы, селедка на мелководье, подъем на вершинку.
7
10 авг Lille Kurfjord - мыс Klubben - Sennabukta - на север в Store Kurfjord - в Biggabukt сбор "королевских" мидий - и в районе Kvitbergdalen их поедание - разворот на юг - Altnesdalen - Grannes - (посмотрели кладбище и храм снаружи) - Hakkstaben - огибание острова с юга - обед в бухте китового бока Lille Kjerringvik - перечение пролива между о-вом Seiland и сушей - бухта Steinvik (неподалеку от мыса Klubben)
Встали на ночевку 14 в бухте Steinvik среди слоеных камней на мху среди красных ягод
25
11 авг Бухта Steinvik - мыс Klubben - мыс Storekorsnes (осмотр маяка, взорванного форта, кладбища фашистов) - обед на мысе Indre Skillefjordneset - Leirbotn - Kvibi
Встали на ночевку 15 южнее на километр от Kvibi высоко над морем. Антистапель, просушка.
21

Норвежское море ласковое и доброе
12 авг Встреча автобуса в Leirbotn, обратная дорога в Финляндию. По Финляндии по более восточному шоссе.
Встали на ночевку в мелком кемпинге.
13 авг Финляндия - Россия - Санкт-Петербург - пересадка на поезд до Москвы
Ночевка в поезде
14 авг Утром уже в Москве
Итого пройдено по воде
250



- Красивые походные фотографии

- Портреты участников похода
- У подножия ледника
- Северная флора
- ... в процессе подготовки ...




- Про место и климат

Была одна песня советских времен в исполнениии Эдуарда Хиля с такими словами:
"А нам не стpашен
Hи вал девятый,
Hи холод вечной меpзлоты
Ведь мы pебята,
Ведь мы pебята
Семидесятой шиpоты"

Широта указана верно. Мы были между 70 и 71 градусами северной широты и 21-23 градусом восточной долготы. Был полярный день. Солнце висело по 20 часов в сутки, если ему не мешали дождь, туман и низкие облака. Теплое течение Гольфстрим согревал арктическое море.
Повезло норвегам. 70-я широта в России посуровей будет.

Здесь почти все время температура лежала в диапазоне +12 +18 (Бывало и чуть больше 20) по Цельсию В последние дни нижняя граница упала до +6 +8, а верхняя до +12 +14. А ощущения сильно зависели от солнца и ветра.

Справка про Норвежское море:

Норвежское море - окраинное море Северного Ледовитого океана.
Глубина до 3970 м (средние глубины — 1600—1750 м), величина приливов — до 3,3 м, солёность — около 35 ‰. Большое значение в жизни Норвежского моря имеет тёплое Норвежское течение (продолжение Гольфстрима). У норвежских берегов глубины небольшие, характерны отмели



- Участники похода

Персона / Должность Обеспечение
1. Николай - АдмиралЪ и вообще НБ Щука-3 - Флагман
палатка - Бакал-4
2. Надюша - матрос, юрист-оптимист НБ Щука-3 - Флагман. Живет в палатке - Байкал-4
3. Володя - походный Доктор, Капитан, и немного философ Щука-3 Стерегущий
живет в палатке - Байкал-4
4. Инна - НачПрод, матрос и наше Все НБ Щука-3 - Стерегущий
живет в палатке - Байкал-4
5. Женя (Санкт-Петербург) - рукастый мастер-универсал КНБ Ильмень.
живет в палатке - Памир 3М
6. Лена (Санкт-Петербург) - Капитан, Фотограф, Метеопрогноз, Картограф КНБ Ильмень. Живет в палатке - Памир 3М
7. дядя Слава - Капитан, Навигатор, Логистик НБ Щука-3 - Лада
палатка - Байкал-3
8. Люба - матрос НБ Щука-3 - Лада
живет в палатке - Байкал-3
9. Владимир - Капитан, матерый Рыболов НБ Щука-3 - Нечуй-ветер
живет в палатке - Мармот
10. Андрей - Матрос, Биолог НБ Щука-3 - Нечуй-ветер
живет в палатке - Мармот
. Пояснение:
НБ - надувная байдарка; КНБ - каркасно-надувная байдарка


- Походный Дневник, личные впечатления и заметки участников


- Походный Дневник - коллективное творчество

- Мини-отчет дяди Славы



- При планировании маршрута я заглядывал на эти странички Интернета:

Не все они одинаково информативны. Но все же это практический опыт, впечатления и ощущения

- Поход по морю на каяках на тех же широтах, только чуть ближе к России и дальше от Гольфстрима.

- Очень информативный отчет о поездке в Норвегию Ю.Малиновского (здесь и про визы, и про страховки и про газ).

- Еще один отчет Малиновского. Снимаю шляпу перед Юрием за умение писать кратко, по делу и с пользой для идущих следом

- Велопоход по северной Норвегии

- Проходя на солидной яхте вдоль южной Норвегии

- Фотоальбом тучи организованных каякеров во главе с Г.Чесноковым



.... Продолжение следует .... Будут и фото и дневник




Написать письмо автору

Выйти на главную страницу

Copyright © "СтранникК" (экс "Василич и К")
Вы можете использовать любые материалы сайта www.StrannikK.ru
Но, пожалуйста, со ссылкой на авторов