В Лисьих норах

Пеший микро- поход под Тулой с элементами каменоломни

ноябрьские праздники 2012

Автор: Николай Комлев
Фото: сделаны участниками похода

Обновление 18 ноября

Зябкость, сырость, грязь, сонливость - таков ноябрь в центральной России. Хочется по кошачьи уютно устроиться дома возле теплой печки, камина, батареи с бокалом горячего грога, чая. Наблюдать сквозь окно рваные мрачные тучи, слушать мокрую барабанную дробь по подоконнику, иногда стихающую при переходе дождя в снег. Это правда.

Если же преодолев страхи, выбраться на природу, можно увидеть мир в ином виде. Дождь никогда не бывает сплошным. А редкое солнышко на его фоне еще милее. Лес сбросил листья, но плоды от первых морозцев стали только слаще. Осенняя грусть в лесу оказывается не мрачной, а какой-то светлой, более мудрой что ли. Сонливость и темные думы выдуваются прохладным свежим ветром.
И это тоже правда.

Вот две реальности. Примерно за месяц до этой осенней вылазки я вывешиваю анонс, как бы предлагая каждому выбрать в каком из миров ему прожить эти три дня.

Для каждого такого походика мы выбираем какой-то необычный уголок природы или нетрадиционный маршрут. Выбрав в этот раз каменоломни/ пещеры, я столкнулся с тем, как превратно люди думают о пещерах, подземельях. А ведь этой свой очень интересный мир, будящий в нас спящие органы чувств, задействующий иные мышцы, иные навыки. Засыпая в первую ночь глубоко под землей, я представлял слои известняка, песка, глины, земли на своей головой. И мне чудилось, что эти мысли не мои, а того каторжника, который вырубал здесь три сотни лет назад белый камень.

Это был простейший пеший микро-поход с палатками 3-4-5 ноября (три дня и две ночи). Целью похода было - собраться в осеннее межсезонье - обменяться впечатлениями от летних походов и планами на зимние, вдохнуть задумчивое настроение засыпающего леса.

Общая канва прошедшего микро-похода:

Гурьевские каменоломни - Венёв-Никольский монастырь

Где:
Россия, Тульская область, Веневский район, поселок Гурьево

Как добраться:
Маршрутки до Гурьево ( около 2 часов езды, 165км от МКАД) ходят от станции м.Красногвардейская. (обязателен паспорт). Билет до Венева, остановка «в Хрусловке» (это после Гурьева). Маршрутки ходят раз 1.5 часа. Если хать маршруткой, то вероятная засада - пробки.

Альтернатива - электричка до ст.Ожерелье с Павелецкого вокзала. Неприятность в том, что потом нужно ехать местным дизелем. Чтобы успеть на него нужно выехать электричкой из Москвы в 6:11 (это в субботу-то утром!) В 8:30 электричка приходит в Ожерелье, далее дизелем в сторону Узловой в 9:00 до ст. «Платформа 168 км». Следующий дизель идет туда только в 17:49 (в пути 1 час 12 мин)

Мы добрались не так и не сяк. Нас довез добро-суровый ДИМОН. Там мы:

1. Полюбовались заброшенной усадьбой Максимилиана фон Мекка, остатками особняка, заросшим старым парком.

2. Берегом реки Осетр дошли до каменоломни «Лисьи норы». По советской традиции их давно взорвали. Есть несколько заваленных входов. Два из них действующие - т.е. можно вползти. Не сразу, но нашли. Заползли. Побродили. Выползли.

3. Случайно нашли два источника. Один родник с обычной водой. Другой - с серо-водородной.

4. Переправились через реку и отыскали вход в Бяковские каменоломни (Бяки) Это сделать несколько легче, чем найти Лисьи норы.

5. Залезли в Бяки с вещами. Немного попутешествовали. Выбрали зал для ночлега и заночевали.

6. Отправились лесами на запад. В 300 метрах от трассы "Дон" устроили встречу с Олей, которая по своим делам находилась в 30 км от нас. Она заехала сколько могла по грунтовке к лесу. А мы вышли к условленной точке через лес и поле. Устроили совместное пиршество.

7. Пересекли шоссе и направились дальше на юго-запад. Заночевали в дубово-березовом лесу на холме.

8. Дошли до Венёв-Никольского монастыря. Точнее, до старинного храма, который остался от монастыря. Монашки живут уже в новодельных домиках в окружении кладбища.

Дорога обратно. Двумя маршрутками до ж/д вокзала в Туле. Оттуда двумя электричками до Москвы. У нас это сопровождалось закупкой настоящих Тульских пряников, сценической трубки цыганки, твердых и мягких сыров, поглощенных в электричке с красным французским вином.

Где это по крупному?

Вот Москва, вот Тула, а вот тут мы ходили. Карта взята с сайта http://maps.yandex.ru/

Где-то тут под Тулой

Маршрут немного подробнее

Маршрут с востока на юго-запад. Карта взята с сайта http://maps.yandex.ru/

Красным - маршрут

Изюминки:

- 1. Стартовым изюмом стала усадьба Максимилиана фон Мекка. Туда мы заглянули вместе с привезшим нас Димоном. Моросил дождь. Напару с Димоном они проверяли стойкость нашего намерения. Дождь гнал в цивилизацию, Димон звал к себе на гуся в яблоках, а мы кремнились, не столько физически, сколько психологически.
Подзаброшенная усадьба Максимилиана фон Мекка расположилась в хорошем месте - среди холмов, оврагов, вблизи реки Осетр, в окуржении парка. Побродили, повздыхали (умели же раньше выбирать места, умели строить и жить со вкусом). Сегодня усадьба - это пустой без окон особняк, парк и несколько малых сооружений. Крыша местами цела, местами протекла. снаружи немного смахивает на гламурный замок. Димон укатил на своем авто домой, а мы под мелким дождичком в заросших остатках старинного парка устроили завтрак.

- 2. Пройдя затем правым берегом р.Осетр вверх по течению, нашли вход в самые старые каменоломни 15-16 веков. Ныне их называют Лисьи норы. В некоторых описаниях написано про запахи, про летучих мышей и лис. Возможно есть и такие ответвления. Но там, где мы были - все вполне прилично. Не пахнет. Есть дневник, есть забавные артефакты. Но стены и потолки на вид не прочные, в трещинах и живых камнях. Высота проходов редко позволяет распрямиться в полный рост.

- 3. Понравился правый берег Осетра. Он, конечно, изрядно попорчен местами остатками локальной узкоколейки и какими-то строительными сооружениями. Но все это брошено и прорастает замечательными деревьями, кустарником с коих мы собирали урожай дичков-яблок, терновника, калины, шиповника. Уверяю вас, ни на даче, ни в магазине не встретить этого удивительного сладко-горького вкуса дичков. А вода из источника, заботливо огороженного, хотя и потаенного! Вблизи от него другой родничек - серо-водородный, с инопланетной растительностью под водой.

- 4. В режиме ночного ориентирования мы перебрались на левый берег реки и нашли вход в более крупные и молодые Гурьевские (они же Бяковские) каменоломни. В них легко заблудиться ;-)) Про эти пещеры немало написано. Например: здесь , здесь и вот здесь .

Ходы там ветвятся, наверное, каждые десять-пятнадцать метров. Как в сказках постоянно нужно выбирать: прямо, налево или направо. Первые 3, 5, 7 развилок еще можно запомнить. Но дальше память переполняется и отказывает. И, самое главное, обернувшись, вдруг понимаешь, что ты запомнил образ развилки только с одно стороны. А когда попадаешь в нее из другого входа, она выглядит иначе. Замечательный тренажер для развития наблюдательности, логики и интуиции. Мы позволили себе лишь крохотный кусочек подземных лабиринтов. Но даже за этот краткий промежуток (вечер, ночь, утро) успели прикоснуться к субкультуре диггеров. Заглянули в зал обменов "Оставь не нужное, возьми нужное", с деясяток раз прошли через зал чайников, заночевали в зале Брежнева, зажгли свечу в мемориале в честь одного погибшего диггера.

- 5. Дальше по плану у нас был карьер. Но жизнь внесла коррективы. Оля, наша общая знакомая была в этот день на даче в Тульской области и выразила готовность отобедать с нами перед отъездом в столицу. Связавшись телефоном мы условились о точке встречи. Она для этого на машине откатилась на 30 км дальше в область, а мы сделали крюк в 2-3 км в сторону шоссе. Увидев нас на пределе видимости вязко бредущими через распаханное поле, она смекнула: "Никакие другие идиоты, не попрутся через напитанную дождями пашню в ее направлении". А мы догадались, что никто другой в здравом уме не поедет по раскисшей грунтовке нам навстречу. Совместный обед в облетевшем осеннем лесу, что может быть изысканней. Оля кашляла и мы напичкали ее свеже собранными витаминами под завязку.

- 6. Картошка. Банальный вроде бы овощ стал одной из изюминок похода. Мы шли то лесами, то полями. И мне, родившемуся в Тверской губрении, казалось удивительным, что вспаханные поля имеют густой черный цвет, а не наш уныло-глиняный. И вот на фоне черного бархата я стал замечать отдельные картофелины. Они остались после не очень тщательной уборки. Некоторые прихвачены недавним морозцем, поэтому на ощупь мягкие. Другие вполне крепкие, "в полном расцвете сил". Наш путь лежал через поле и, пусть урожай был редок, мы набрали на ужин вполне. Наряду с калиной, терном, листиками земляники, картошку мы тоже восприняли как дар осени. В быстро наступивших сумерках мы устроили долгий жаркий консилиум на тему как вкуснее приготовить собранное. Надо ли говорить, как вкусен был результат.

-7. Кабаний лес. Кабанов мы не встретили, ну разве что в сумерках какие-то тени. Но из троп и свежих следов было немало. Попалась на пути и кормушка с вышкой поблизости. Такое мы встречали уже не раз. Люди подкармливают, прикармливают, а потом отстреливают этих зверюшек.

-8. Венёв-Никольский женский (ранее - мужской) монастырь Храм действительно старый. Все остальное, увы не сохранилось. Могилы буквально обступили храм. И чего там делают монашки, не очень понятно. Когда-то вокруг были башни, стены. Но судьба у монастыря пошла вкривь еще со времен Ивана Грозного. Позднее цитирую "стены, шесть башен, два здания келий из камня, торговые лавки, выстроенные у стен монастыря для традиционной ежегодной Успенской ярмарки, монастырь потерял. При его ликвидации весь камень пошел на строительство нижней плотины оружейного завода в Туле (начало XVIII в.), а остатки - на его расширение в начале XIX века.

Участники этого похода

Персона Должность
Инна (Sapa Inka) НачПрод и наше Все
Николай (Vasilich) АдмиралЪ и вообще
Надюша Юрист-оптимист
Дима Л. Испытатель

Как это было (фотозарисовки)