Версия от 20.01.2012

Осенние прогулки под Владимиром 2011

личные впечатления

Автор: Любовь Малофеева

О бродяжничестве (в качестве введения)

Тяга к бродяжничеству, как и всё остальное, зарождается в детстве. Иначе как скажите объяснить, почему нормальные взрослые люди бросают тёплое и уютное жилище, чтобы идти в холодную и промозглую погоду неведомо куда и неведомо зачем. Вернее, зачем они знают. Этот смысл не улетучивается с годами, он лишь может затаиться при неблагоприятных условиях, тлеть углями в глазах при виде дальней дороги, тянуть тоскливой безнадёгой в санаториях, и морочить голову неожиданной тоской.

Откуда появилась во мне эта тяга, доподлинно неизвестно, но блудней я была всегда. Помню, в раннем детстве мы с подружкой облазали все окрестности родного села вдоль и поперёк, бывали в таких дебрях, что родителям и рассказывать не стоит, но факт остаётся фактом. Бродяжничество стойко засело в крови, и выросло в хроническую непереносимость однообразия с течением моих земных лет.

Отсутствие приключений и возможности выйти за привычные рамки ныло в теле внутренней смутой, давило отсутствием перспектив и вгоняло в грусть и маету. А в это время воображение носилось как дикая лошадь и остановить его было невозможно никакими преградами. В конце концов, она (судьба очевидно), блуждая в теле и во времени, нашла себе чудесное применение в виде походной жизни.

04.11.2011

Однажды ноябрьским чудесным утром, вместо того, чтобы сладко спать и вообще лениться в постелях, мы с друзьями уехали куда глаза глядят во Владимирскую область. Десант наш тёк малыми ручьями, чтобы соединиться в одной, Адмиралу ведомой, точке. Оказалось (вполне прогнозируемо), что передвижение на электричках самое что ни на есть комфортное движение. Пробки не беспокоят, руль держать не надо, гуляй себе по вагону по возможности, или спи-досыпай. Таким способом мы проехали только полчаса, а потом тащились в машине со второй частью нашей доблестной команды. Нам повезло, во Владимир попали, практически к обеду, правда не так, как прибывшим девушкам с Урала - Гале и Марине, и Владимиру, который поймал двух зайцев сразу: навестил родственников и бесплатно переночевал. Они с утра уже успели побродить по городу, насладиться его величием, насытиться прозрачной синевой неба и ясной погодой. Нам, к сожалению, не пришлось много гулять по достопримечательностям, так, галопом по Европам проскакали, сделали быстрые, даже не дежурные, а какие-то проходные снимки, и кинулись в Боголюбово.

Здесь хочется сделать паузу и сказать, что Владимир стоит того, чтобы его посетить вдумчиво. Неторопясь освоить это древнее наследие. Хочется вернуться, одним словом.

Стоя в Боголюбово, и наблюдая голодных детей, у меня взыграл материнский инстинкт, пришлось скомандовать перекус, за что меня сразу зауважал Дима (правда только в первый день похода, потом прошло), и назвал два раза мамой. У него это самое уважительное прозвище достойных женщин. Во как! Сытые дети озарили моё сердце чувством исполненного долга. Можно было двигаться дальше. В этот раз у нас были два новичка: Лада и Лёша. Юношу Антона можно считать бывалым походником. Сначала мальчики были суровы и неприступны, но жизнерадостная Лада быстро нашла с ними общий язык, растормошила, так что потом оба парня воспряли, и чувствовали себя более комфортно среди взрослых людей.

Решили отъехать на стратегическую точку встречи с последней частью команды и полюбоваться на Храм Покрова на Нерли. Не скажу, что мы равнодушны к храмам, просто в условиях, когда тебе некуда зайти погреться (да, такая задача в общем-то и не стоит), ты расходуешь своё время более рационально (может так и надо, что ротозейничать-то?). Поэтому мы, оставив машину у добрых местных самаритян (за долю малую), перешли через железнодорожный переезд, оснащённый по последнему слову техники лифтом для инвалидных колясок (правда его работоспособность не проверяли) и углубились в начало путешествия.

Дорога до Покрова на Нерли требует, скажу я Вам, поэтического восторженного взора. Настолько картина, кажется, при всей своей простоте, великолепной до невозможности. Представьте себе волнистую равнину, по которой выложена каменная тропа. Ступив на неё, я ощутила себя, путешествующей по стране ОЗ из «Волшебника Изумрудного города». Мы с девчонками шли, беседуя об этом, а я ловила себя на мысли, как хорошо идти по этой дороге, наблюдая приближающийся Храм. Он казался не построенным, но созданным Творцом, Чудом. Лаконичным и живым, как сама природа вокруг. Проходящая рядом железная дорога не могла уничтожить этого впечатления. По каменистой тропе хотелось идти вечно. Наслаждаясь уже самим процессом наблюдения величия Храма. Сейчас я думаю, что это похоже на нашу жизнь. Все мы идём по дороге к Храму. И наслаждаться нужно не только целью путешествия, но и самим процессом пути, чтобы не упустить ни одного из всех, дарованных тебе мгновений. И очень здорово приближаться именно пешком, потому что сидя в машине, мы бы этого не заметили.

Сбросили рюкзаки напротив и налегке группами пошли к Нему. Вблизи Покров на Нерли восхищал ещё больше. Его геометрическая лаконичность не давала приставить к нему ничего лишнего. Как, скажите мне, удалось сохраниться этому Чуду? Для меня уже норма (и это плохо на самом деле), что в мире нет ничего постоянного. Что материальная ценность не вечна, и что оставлять детям что-то материальное не имеет смысла, т.к. либо обесценится, либо уйдёт в никуда. И видеть что-то, простоявшее с двенадцатого века, для меня просто невероятно и плохо укладывается в голове. Но факт был у меня перед глазами ясный и невредимый. Мы обходили, прикладывая к нему руки, разглядывая его узоры, наконец, вошли внутрь. Простота и гармония внутри легла на душу мягким снегом и просочилась талой водой во все закрома незаметно и основательно. Позже я читала книгу Тамары Глебовой «Владимир – Боголюбово» и увидела строки точь-в-точь отражающие мои ощущения. Можно было бы говорить про плагиат (мой), но не буду. Очевидно у всех, идущих по этой тропе, Храм вызывает восторженное восхищение.

После осмотра мы встретили, наконец, Колю, Инну и Надюшку. Долгожданное воссоединение команды нас всех несказанно радовало. Дождавшись, когда их группой был закрыт осмотр достопримечательностей Владимирской земли, мы углубились в дикую природу. Уже смеркалось, холодало, и приходили мысли о еде. Причём данные вредные мысли звучали всё настойчивее.

На пути к обеду у нас была река. Стылая тёмная вода в сумерках казалась ещё холоднее, поэтому переправу решили проводить быстро. Надули свой «Налим». Адмирал взял на себя функцию лодочника, перебросил первого человека с вещами. Им оказался Володя. Неожиданно на середине реки сели на мель. Смотрелось это футуристично. Середина реки – сгущающиеся сумерки, неяркие огоньки наших налобных фонарей и Коля, толкающий лодку. Хорошо, что он был в резиновых сапогах. А то никакие ботинки не выдержали бы мёрзлой воды.

Высадив первого пассажира, лодка отправилась обратно. Володя молниеносно запалил костёр, что наполнило нас, страждущих тепла, надеждой на скорый ужин. Володя настойчиво требовал к себе женщин (вероятно, чтобы начать нарезку продуктов), но Адмирал был твёрд в своём мнении, поэтому вторыми пошли опять мужчины – пилильщики дров.

Хочу обязательно упомянуть, что берега Клязьмы поросли молодым ивняком, и видно было по свежим следам срезов, что его поросли здесь постоянно используются местным населением для своих нужд. У нас тоже нашёлся один ивоплёт – это Лада, дочь моей соседки, чудесный ребёночек, увлекающийся художественными промыслами и прочими прикладными занятиями. Так вот, Лада сразу начала плести из ивовых прутьев заграждения. Надо будет вернуться сюда через несколько лет и посмотреть, как сплелись подросшие деревья в искусственной косе. Должно получиться живописно.

Тем временем переправа продолжалась. Уральские девушки с подозрением смотрели на нашу лодочку. У Гали в глазах отражался ужас перед неизбежностью. Мы, как могли, подбодрили её, и она мужественно преодолела препятствие.

Поздний обед. Раз в лоции написано – обед, значит обед. Неважно, что звёзды в морозной темноте сверкают льдинками над нами. Это частности. Итак, поздний обед был приправлен дружескими шутками встретившихся друзей, нас окутывал дым радости и всеобщего приятия. Что может быть лучше этого, когда друзья умеют разделить с тобой радость. А ты умеешь и разделить, и принять эти чувства в своё сердце. Прошу прощения за громкие эпитеты, которые постоянно звучат в моих описаниях. Я просто не хочу скрывать в суровой жизненной прозе той нежной каймы, которая объединяет наши сердца. Иногда (не слишком замыливая эти понятия), стоит их извлекать из глубины души, т.к. если совсем закрывать дорогу нежности, можно зачерстветь, заскорузнуть в чувствах и потерять ключ от тонких переживаний. Поэтому-то, дорогой читатель, я свободно излагаю эти возвышенные чувства, веря в Ваш камертон.

Пока мы насыщались вкуснейшим обедом, ночь полностью взяла власть в свои руки, усилила градус мороза, и нам ничего не оставалось делать, как нацепив на лоб фонарики, двигаться вперёд. Оказалось, что, как обычно, не все их взяли с собой. Так, Марина подумала, что при необходимости, посветит себе мобильником и ей даже в голову не пришло, подумать про ночной переход. В своих мыслях она была не одинока, т.к. на двенадцать человек четверо или пятеро были без фонарей. Очевидно, каждому даются его трудности и в этом тоже можно усмотреть плюс. Но в итоге как-то всё образовалось, и группа двинулась вперёд.

В ночных походах, скажу я Вам, есть своя особенная прелесть. Какая-то неведомая тайна. Таинственным кажется всё вокруг и простой луг, и простая дорога, а виднеющийся вдали лес, тем более приобретает сказочные черты. Чтобы совсем уж не упасть в мистическую суть и забояться, приходилось себя одёргивать, напоминая, что это всего лишь ночное время суток и сейчас на дворе двадцать первый век, и что нас много. В случае чего отобьёмся. Тем и успокоилась.

Адмирал не стал особо сильно заглублять нас в лес, посему мы встали на первой, понравившейся нам поляне под соснами. Ужинать не хотелось. (Ещё бы! После такого-то обеда!). Адмирал, прислушавшись к сытым желудкам и усталым организмам, назначил вместо ужина чаепитие. Все тайные заначки были извлечены на свет божий (ну, в переносном смысле этого слова), начались приготовления к отдыху.

Мне показалось, что в прошлый осенний поход было несколько теплее. Теперь же, в свете фонарей, выдыхаемый пар торопил забраться в тёплый спальник и оценить его по достоинству. На испытании у нашей палатки были: ребёнок 1 (один) соседский, взятый напрокат (свои наотрез отказались вылезать из тёплых квартир), коврик надувной тоже 1 (один). Испытания все прошли. Коврик был односпальный. Есть желание таким ковром застелить всю палатку, чтобы создать один ровный пласт, т.е. двуспальный вариант. В этот раз, наслоения различных ковриков, мне, спящей в середине, не давали толком насладиться прелестями моего спальника. Придётся продолжить изыскания. Засыпали под яростный спор Димы и Марины о чём-то там высоком.

05.11.2011

Морозное солнечное утро встретило нас радостно. Сквозь деревья дотягивалось до нас лучами, играло на заиндевевших ветках и путалось в длинных девичьих волосах. Вместо завтрака нам подали ужин, от которого вчера мы, отягощённые сытным обедом, благоразумно отказались. На утренний ужин запасливый Дима с Тохой приготовили нам что-то замечательно картофельное. (Примечание Начпита – это был луковый суп) Т.к. постоянные увещевания о чётком соблюдении веса и на Диму возымели действие, то есть пришлось только свою порцию. Зато какую!

Всё-таки в количестве потребляемой еды мы ещё не скоро догоним европейцев. Голодные годы, так сказались на нашем многострадальном народе, что традиция набивать желудок, пока еда не подступила к горлу, потому что когда ещё удастся поесть, крепка до сих пор. Может, следующему сытому поколению наших детей будет легче выстроить грамотные отношения с едой?

Как бы то ни было, отказаться от большой порции и мне кажется оскорблением, поэтому мы схомячили всё, поданное на походный стол. Делились впечатлениями ночи: никто не замёрз, никого не будили лесные жители. Спальники выдержали назначенные им температуры. Ну и хорошо.

Двинулись дальше. Т.к. идти по деревне не хотелось, решили обойти её стороной, вдоль реки. Берега были сильно заросшими камышом, но всё же нашлась тропка, которая вывела нас на берег. Сияло солнце, осенние краски играли и воздух был чист и прозрачен. В нём отсутствовали пряные летние нотки, но осенние запахи так хороши своей свежестью и глубиной, что отказать себе в этом удовольствии очень трудно. В общем, идти было одно удовольствие.

Поздняя ноябрьская осень в этот раз баловала нас отсутствием снега и других осадков, луга были зелёные, как будто на дворе сентябрь, сухие остовы трав стояли высокие, по пояс. Иногда встречались кусты шиповника с вялеными ягодами. Мы их запасали к чаю. Кругом простор и безлюдье. Прошли луг. Глаза отдыхали на спокойных красках родных просторов, насыщались покоем и красотой. Потом решили повернуть к реке напрямую, и пошли ломиться по свежей вырубке. Удовольствие ещё то! Здесь сразу начинаешь ценить хорошие ботинки и крепкие суставы. Ну, ничего! Бурелом хорошему настроению не помеха. Вскоре опять вышли к реке. Нашли место для переправы и сделали это во второй раз.

На другом берегу нас ждал обед. Или всё-таки завтрак. Приготовили чудную кашу. На десерт у нас был замечательный самодельный торт, который испекла для нас дочка Марины. Пока готовился обед, Дима, у которого покупка лодки ещё только в планах, взял нашу и начал на ней тренировочную греблю туда – сюда. Ему помогал опытный шерпа – сын Тоха.

После сытного обеденного завтрака мы двинулись вдоль берега, а мой капитан решил плыть по реке. Туда же радостно забралась и Лада, предварительно укутанная от брызг и холода тёплыми вещами. Ей интересно было плыть на лодке впервые. По пути она развлекала дядю Славу беседами.

Пошли вдоль берега. Идти было хорошо. Солнце светило, но не грело. Грели рюкзаки за плечами, тёплая одежда и движение. Если бы не ветер, то совершенно забывалось о том, что это глубокая осень. В общем, погода нас баловала.

Однако стало темнеть. Пришлось делать новую порцию переправы на другой берег. Зачем нам нужна была переправа, спросите Вы? Ну не знаю, так ведь веселее!

Сдули лодку, углубились в лес. Почва шла песчаная. Места были очень живописные. Высокие деревья и молодой сосновый лес окружали нас. В это время совсем стемнело, и, свернув с дороги, мы приступили к приготовлению долгожданного обеда.

Обед: щи и салат, мы встречали в полной темноте. Жаркий костёр озарял своим светом высокие колоны деревьев, подпирающие звёздное небо. Свет фонарика выхватывал только малую часть окружающего леса, остальное закрылось плотной темнотой. Иногда мы отходили от костра и, выключив свет, наблюдали нашу стоянку со стороны. Она казалась небольшой капсулой цивилизации в дикой природе.

Так бывает, что после сытного обеда тянет поговорить, и вот тут мёдом не корми, дай только поспорить. И темы как всегда попадаются животрепещущие, так что отмолчаться невозможно. На этот раз спорили мы с Димой. Зная его натуру, и однажды обжегшись о его спорщицкое лезвие, народ старается уйти от беседы, понимая бессмысленность данного занятия. Только мне пока не удаётся остаться равнодушной к Диминым тирадам. На сей раз спор касался женского равноправия в обществе. Для каждой женщины, как мне кажется, это тема знаковая. Закрывать глаза на шовинизм чревато тем, что тебя сочтут согласной. Ну и пришлось вступить в бой. В итоге Дима гневно признал меня «эмансипе».

Ну, так вот, полностью дискредитировавшись в Диминых глазах, и истощив тему беседы, мы двинулись дальше. И тут наступили совершенные чудеса! По идее, пользуясь навигатором (напоминаю, что кругом стояла тьма тьмущая, и ориентиров не было вообще), мы двигались в сторону нашей будущей ночёвки. Но то ли градус был не тот, то ли Леший решил с нами пошутить, не знаю. Мы ходили, то ступая по дорогам, то проламываясь сквозь индевеющий лес. Треск и шорох стоял невероятный. Над нами густо чернело звёздное небо, и луна, посмеиваясь, наблюдала наши кульбиты. Нам постоянно попадалась деревня с подозрительным названием Лунёво. В какую бы сторону мы не поворачивали, она неизменно оказывалась у нас прямо по курсу. Под конец Адмирал решил проверить нас «на вшивость» (вдруг дрогнем) и предложил заночевать на окраине этой заколдованной местности. Но команда с пренебрежением отвергла этот манёвр, настаивая на продолжении блужданий во тьме. Надо было выйти к озеру, чтобы добыть воду на ужин и завтрак.

Ах, что за чудо ночной осенний лес, скажу я Вам! Всполохи света налобного фонарика заставляли сверкать покрытую инеем траву, мороз вырывался изо рта паром, а вокруг стояла сюрреалистичная картина поздней осени, переливаясь серебром.

В конце концов, мы вышли на вырубку и какое-то время передвигались по свежесрубленным тонким пенькам. Ночная ходьба с препятствиями привела нас к тропе, свернув на которую, двинулись навстречу озеру.

Лес окутывал нас деревьями, иногда они почти сходились, заслоняя ветками проход, иногда расступались, чтобы мы могли всласть полюбоваться проступающей темнотой. Надо сказать, что усталость давала о себе знать, и я лично уже была готова разложить палатку под любым кустом, лишь бы скинуть рюкзак с плеч. Но Адмирал упорно вёл нас к озеру. Почти дойдя до него, решили остановиться и послать гонцов за водой. Берег озера оказался недоступен из-за заболоченности, но дядя Слава с Димой всё-таки добыли так необходимую воду. К этому времени палатки уже были поставлены, коврики постелены, и единственным желанием было закутаться в тёплый спальник. Сил спорить больше ни у кого не было, поэтому народ, кто во время чаепития, кто после начал расползаться по спальным местам.

Эта ночь выдалась на редкость морозная (потом мы узнали, что столбики термометров упали до – 15 градусов). В неотапливаемой палатке было несколько сурово, скажу я Вам. Но это всего лишь повод к размышлению и пересмотру одежных вариантов, а не отказа от осенней прогулки. Остальные члены нашей команды не особо пострадали из-за холода ночи, а Володя – доктор так вообще спал, как в тропиках – раскрывшись! Вот он – звёздный час проверки спальника! Подробностей было хоть отбавляй! В общем, все были бодры и веселы и радостно встречали утро у костра. Оно выдалось ясное и свежее.

06.11.2011

Сегодня наш прокатный ребёнок Лада совсем плохо ела кашу. Потом её мама рассказала, что оказывается, мы не знали тактику. Называется: «стоять над душой». А мы-то малоопытные, оставили всё на здравый смысл ребёнка и его зверский аппетит. Аппетит был совсем не зверский, а практически нулевой. Ну что ж. Придётся опыт с ребёнком повторить.

Мороз, однако, заставлял поглощать кашку быстро, пока та ещё была горяча. Чай тоже радовал теплом, заодно грел руки. А после завтрака, который у нас наконец-то совпал с лоцией, было уже и совсем ничего так, по градусам то!

После завтрака сытая и довольная группа двинулась в путь. Сначала по просёлочной дороге, но вскоре навигатор указал нам на лесные дебри и, немного погодя, мы оказались возле небольшой старицы. Это уже была преграда. Покрытая льдом вода смущала решением идти по прямой, поэтому в поисках обхода мужчины двинулись направо и нашли бобровые угодья. В норах, разбросанных по берегу хаотично, жили бобры, что угадывалось по заиндевевшим краям нор. Женщины повернули налево, и через несколько метров обнаружили, что старица сходит на нет, и её можно перешагнуть. Так потом и поступили. По берегу повсеместно виднелись следы деятельности кабанов. Даже тропа, по которой мы удалялись от берега, тоже была кабанья.

Пересекли участок леса, и вышли на опушку. Замороженная трава сладко хрустела и гнулась под ногами, иногда встречались кусты шиповника. Красные ягоды, немного подвяленные, сразу шли на прокорм голодающих. Чувствовалось приближение обеда. Его решили приготовить в красивом месте: на высоком берегу Клязьмы. Тут Адмирал посетовал, что в походах хотелось бы уйти от постоянного поглощения пищи, а так получается, что мы двигались от еды к еде, с каждым разом поглощая всё большие и большие количества. Наверно у него, как у правильного командира, зреет план в голове, как отвадить свою команду от чревоугодия. Надеюсь, мы это выдержим. Пока девушки резали салат под громким названием «Морозная свежесть», т.к. все овощи замёрзли напрочь, и их приходилось практически стругать в миску, вокруг щёлкали фотозатворы и вспыхивали софиты. Такой красивый салат требовал документального подтверждения.

После великолепного обеда двинулись опять вдоль реки, стараясь идти по берегу. Приятно идти, оглядывая окрестности по высокому берегу. Прелые листья шуршат под ногами, тропа изгибается, река отливает серым блеском, а солнце… солнце просто с нами рядом. Как родное.

Мы двигались к конечной точке своего путешествия, в Боголюбово. Вскоре показались синие луковки Боголюбского женского монастыря. Это и было точкой отправления. Опять пустили в дело насос. Время было ограничено, и приходилось действовать быстро. Переправа прошла молниеносно. Напоследок, Надя и Лада на лугу собрали мусор летних гульбищ. Молодцы, девушки!

На Диминой машине мы доехали от Боголюбово до Владимира. Получилось две партии. Теперь нам опять предстояло расставаться. Дима и Тоха уехали на машине первыми. Лёша выехал с нами на электричке. Его так сподручнее было доставить в Москву родителям. Владимирская электричка набилась битком (сказались праздники), посланный вперёд десант Марина – Галя занял стратегические места, но всё равно, группа размазалась по вагону.

Приземлившись на тёплое место, стянув с себя куртку, попыталась вспомнить, сколько дней шёл наш поход. Признаюсь, мне это далось с трудом. Совершенно не верилось, что прошло ВСЕГО ТРИ ДНЯ! Усталость была практически недельная. Сразу разморило, потянуло в сон. Надо было только закинуть наверх рюкзак. По московской привычке сделала это сама (тем более он был лёгкий), тут же услышала в ответ от соседей по купе : «Девушка! Ну что ж Вы сами? Эх, эмансипация!». «Вот блин!!!», - подумала я: «И тут нашло меня это слово!». Усмехнувшись про себя и сделав вывод, предалась долгожданному отдыху.

В завершение

Удивляло, с чего это такая усталость. Вот ведь не особо и шли. И не было никаких таких трудностей, а находились так, что падали от усталости. Наверное, у нашего Коли талант довести группу до полного отрыва от действительности, чтобы мозг отключился от бытовых мелочей и смог просто подумать о настоящем. Вот он какой, наш Адмирал. Только когда в следующий раз Вы будете читать, что Адмирал набирает команду в простейший поход, будьте на чеку. Потому что новичкам будет трудно. Наверх выползет вся гадость, тлеющая внутри, будет терзать и выплёскиваться в самый неподходящий момент.

У меня всегда так. Тут главное – перетерпеть. Осилить мелкое. Чтобы оно перестало заслонять главное. А тогда и хорошо. И трудности не будут пугать. И вспоминая начало путешествия, всё будете удивляться, как же давно это было!!!!