Версия от 06.03.2010. Выложил все фото, выводы и Иннины записки
все время шел снег
а это - единственный раз, когда мы 
несколько минут видели солнце

Лыжный мини-поход Конаково - Дубна
по Иваньковскому водохранилищу

20-22 февраля 2010
Автор: Николай Комлев
Фото: сделаны участниками похода


В феврале этого года выпало 4-е выходных дня кряду с 20-го по 23 (вторник) включительно. И захотелось три из них провести на природе. Тем более, что вопреки теории глобального потепления, зима получилась великолепно снежной. И спланировал я простейший лыжный мини-поход с палаткой и с печкой. Получился он вовсе не самым легким, но, как и любой поход - интересным и наполненным. Мы познакомились с физиком Володей, встретили живых кайтеров, извлекли очередные уроки по зимнему снаряжению.

Рефреном похода стала песня-марш "Если завтра война" (Музыка: бр. Покрасс. Слова: В. Лебедев-Кумач), написанная в 1938 году. Кто не помнит, а наизусть это выучить очень непросто - там есть такие слова:

Если завтра война, если враг нападет,
Если темная сила нагрянет,
Как один человек, весь советский народ
За свободную Родину встанет.
...
Полетит самолет, застрочит пулемет,
Загрохочут железные танки,
И линкоры пойдут, и пехота пойдет,
И помчатся лихие тачанки.
...
В целом мире нигде нету силы такой,
Чтобы нашу страну сокрушила, —
С нами Сталин родной, и железной рукой
Нас к победе ведет Ворошилов!
...
Припев:
На земле, в небесах и на море
Наш напев и могуч и суров:
Если завтра война,
Если завтра в поход,
Будь сегодня к походу готов!

И т.д. - песня кажется бесконечной. Стихи ужасные как стихи. Но точно отражают идеологические установки того времени. Песня - памятник той эпохе.
Мы не сталинисты, нет. И эта песня точно не эпиграф. А задержался я на ней потому, что Дима поставил ее в телефон, как музыку к будильнику. И поскольку телефон у него был засунут в глубое теплое место, то за утро мы ее прослушивали раза по 3-4 с интервалом в 5 минут. И потом днем на автомате повторяли. Уже дома я прослушал различные варианты ее исполнения. Могу сказать, что Дима выбрал самую светлую, бодрую, как бы джазовую версию. Недавно он вернулся из сурового похода - попытки зимнего восхождения на Эльбрус с нетрадиционной стороны.
Видимо он тогда и зарядил ее в телефон для поднятия духа.


Где, как и сколько

Как ни длинна Волга, но и мы немало по ней походили на лыжах, на байдарке, на катамаране. В этот раз решили пройти не охваченный еще участок Московского моря (Иваньковского водохранилища). Маршрут пролег на землях Тверской губернии на стыке с Московской.
Карта взята с сайта http://maps.yandex.ru/

Овалом обведено место нашего похода

Выехали из Москвы в субботу утром (20-го февраля) в 8:48 с Ленинградского вокзала Москвы в Конаково электричкой. Время в пути - около 2,5-х часов.

В Конаково встали на лыжи и прошли по льду водохранилища 13.5 км., разбив лагерь на противоположном берегу Волги вскоре после деревни Харлово.

На другой день (21-го) прошли 10.5 км. и встали на острове Клинцы (в 1.5 км от бывшей дачи губернатора Д.Зеленина). Я планировал (и заразил многих этим) построить там иглу. Если бы она получилась более-менее успешной, то желающие могли бы в ней переночевать. Увы - плотного снега, пригодного для выпиливания кирпичей не было вообще. Зато снежного пуха выпало на редкость много. Из-за чего катание более походило на протаптывание.

На третий день 22 февраля, прошли 17 км. до Дубны, откуда последней электричкой добрались до Москвы. Это были очень тяжелые километры. Главной проблемой стала вода на льду водохранилища, укрытая под снегом. Лыжи после нее вставали намертво. Приходилось их снимать, мучительно отскребать от ледяной корки, надевать и идти дальше, до следующей воды. Толстая снежная корка приставала даже к санкам.

Вот запланированный маршрут на карте, которая взята с сайта http://maps.yandex.ru/

Идея проста - маршрут повторяет изгиб Московского моря


А вот наш реальный маршрут, зафиксированный Володиным навигатором Трек каждого дня выделен своим цветом.

Итого за три дня мы прошли 41 км. Из них половину по рыхлому снегу с регулярным попаданием в выходы воды на лед, достигавших в глубину до 8 мокрых сантиметров. Средняя температура была примерно -13 по Цельсию. И несильный, но постоянных встречный ветер.


Участники мини-похода

Персона Должность
Инна НачПрод и наше Все
Николай Адмирал и вообще
Слава (Владислав) ГлавСани, ГлавДров, ГлавЭкстремал
Дмитрий Л. Главный творец кулинарных шедевров
Володя Главный тропитель пути, ГлавНавигатор и Эксперт по дровам для печи


Как это было (фотозарисовки по дням)

- День первый
- День второй
- День третий


Некоторые выводы, уроки, наблюдения

- Варежки VS перчатки
Мягкие походы (типа нашего январского) разлагают дух туриста, как разлагает любую армию безделье. В результате "некоторые" решили игнорировать часть типового зимнего снаряжения: вместо рекомендованных нескольких пар варежек кое-кто взял перчатки. Перчатки промокли, поджарились в костре. И естественно не грели руки. Хорошо товарищи оказались запасливыми.

- Бахилы VS гамаши
Все те же разгильдяи игнорировали полноценные бахилы на базе галоши, решив ограничиться фонариками (гамашами). В результате на водных выходах получил промокшие ботинки. У всех, кто был в бахилах обувь даже после воды оставалась сухой.

- Лыжи беговые VS походные
Кстати, и мне урок. Дипломату и Свете (которые сперва собиралсиь в поход, но потом по разным причинам отвалились) я разрешил было им идти на городских беговых лыжах с хилыми полуботиночками, крепящимися прижимными креплениями и не допускающими никаких галош. Вот эти точно промокли бы в первых же лужах.

- Крепления новисибирские VS харьковские
Все-таки новосибирские тросиковые крепления удобнее и надежнее харьковских. При том, что харьковские и легче, и дешевле.

- Лыжи деревянные VS пластик
Если деревянные лыжи перед походом достаточно просмолить и в походе не думать об их скольжении, но к пластиковым лыжам лучше брать смазку (против их проскальзывания назад) Правда, есть исключение пластиковые лыжи Вологодской фабрики (Рыбак, Лесные) тоже можно ни чем не смазывать. Очень приятная поверхность.

- Рукавицы для мороза VS ветра
Самые толстые, двойные рукавицы из шерсти держат тепло только в безветрии. На ветру все тепло из низ выдувается. Поэтому хорошо иметь рукавицы разных типов. И шерстяные, и кожаные, и брезентовые (но не из рыхлой ткани, а из плотного березента - такие особенно хороши у костра), и из ткани-плащевки.

- Дрова для печки толстые колотые бревна VS тонкие сушины
Обычно мы выбираем тонкие сушины, чтобы их было легче пилить, легче тащить и можно почти не колоть. Поэтому используем две пилы и совсем немного топор.
Концепция Володи иная. Он предпочитает достаточно толстые стволы. Пилить и таскать их сложнее. Но зато из одного спиленного чурбана получается много наколотых дров. В тому же более сухих (потому что без коры и можно выбирать только сухую сердцевину)

- Лишние штаны.
На маршруте лично я не люблю идти в толстых горнолыжных штанах. Они не проветриваются в должной мере. В более тонких на ветру бывает прохладно. Но поддевать что-то еще кроме термобелья или спортивок не хочется. В качестве компромисса я поддеваю шорты.

- С палаткой надо продолжать экспериментировать, открывая разные вентиляционные люки и добиваясь ухода конденсата с теплым воздухом наружу.


Записки Инны

В этот раз я решил обойтись без лирики, без фиксации впечатлений. Зато Инна поделилась очень интересными записями. Привожу их полностью

  "Снег, снег, снег, снег, снег над палаткой кружится
  Вот и окончился наш краткий ночлег"

  Это строчки из песни Александра Городницкого стали гимном февральского похода. Мы собирали дома под нее рюкзаки, и на протяжении 3-х походных дней они звучали у меня в голове. Красивая песня, и очень подходящая именно к этому походу.

  Я не собиралась писать про эту нашу вылазку. Во-первых, только что был аналогичный зимний выход, а во-вторых, по анонсу Адмирала планировался цитирую: "... простейший лыжный мини-поход с палаткой и с печкой"
  То бишь мы настроились на отдыхательно-развлекательную вылазку на природу, с короткими неутомительными переходами, строительством иглу(домик из снега), распитием глинтвейна и прочими радостями жизни. Собралось нас в этот раз 5 человек – четверо мужчин (Коля, Дима, Слава и Володя) и я. Все опытные походники.

  Но человек предполагает, а Бог располагает. Погода внесла коррективы в наши планы. Именно на эти три походных дня усилились морозы до -15 – 20 градусов, и зарядил снегопад. А так как мы шли по водохранилищу, то получили еще в придачу сильный ветер в лицо.

  В первый день в начале пути нам еще кое-где удавалось идти по следам, оставшимся от снегоходов, развозящих рыбаков по их заветным лункам. Но скоро рыбные места закончились, и пришлось тропить лыжню по глубокому рыхлому снегу. Это очень не просто, мужчин было четверо (меня к столь ответственному и трудоемкому делу не допускали), и они менялись каждые 10-20 минут. Потому как первый очень быстро выматывался. Я шла последней, по проложенной лыжне и все равно было очень тяжело. Видимости никакой, в лицо сильный ветер со снегом, норовит залепить глаза. Идешь, глухо упаковавшись в капюшон, уткнувшись взглядом в слабый след лыжни или лыжи впереди идущего. Вот еще одна песня (группы Любэ), чудно вписавшаяся в нашу обстановку.
- Ветер в харю, а я шпарю,
- Что мне грусть, моя печаль.

  Хотя меня грусть иногда накрывала. Особенно, когда выяснилось, что крепления на моей правой лыже какие-то неправильные, и ни фига не держат ногу. То есть по ровной лыжне я еще скользить могу, а вот развернуться или пройти по глубокому снегу, уже нет, нога выскакивает. А это означает, что надо снимать варежки и на ветру и морозе натягивать железные тросики на пятку.

  В конце первого дня мы столкнулись еще с одним незапланированным явлением природы, сильно осложнившим наше движение. Кое-где сквозь лед просачивалась вода. И над толстым льдом образуется мокрая кашица из воды и снега сантиметров 10. Притом, когда подходишь, то этого не видно под толщей снега, а обнаруживаешь эту прелесть только, когда в нее проваливаешься. На ногах, к счастью галоши, поэтому внутренние ботинки не промокают, но на каждой лыжине мгновенно образуется нарост изо льда килограмм десять. И дальше просто песня, надо же выйти на сухое место, если лыжи снять прям в воде, то есть опасность перелива через край галош. А мокрой обуви никому не хочется. Поэтому , как на силовом тренажере, толкаешь ноги вперед, кое-как выбираешься из лужи, снимаешь лыжи, и с помощью палок, ножей отколачиваешь лед. И вперед…до следующей воды.

  Выматывает такой ритм ужасно. Сразу появляется жалость к себе, такой бедной, и сопутствующие ей малодушные мысли. Ну, зачем-зачем я сюда поперлась, ну отлично бы провела дома эти праздничные дни. Но точно знаю, что жалость к себе не лучшее чувство, и надо брать себя в руки и двигаться дальше. Движение жизнь. Видимо, в какие-то моменты я не справлялась с чувствами и несчастность была написана на моем лице. Я это определяла по испуганно-выжидающим мужчинам, боящихся женских слез и истерик. Мне становилось стыдно, им ведь тяжелее, они тропят лыжню, везут санки, к тому же у двоих плохое зрение, а идти в очках при такой погоде никакой возможности. А тут еще я …
Приходилось выдавливать улыбку и выражать готовность идти вперед.

  Норму первого дня мы все же выполнили. Перед постановкой лагеря дружно решаем добавить в оставшийся от перекусов в термосах чай щедрую дозу водки на элеутерококке. Это наполняет всех энергией и оптимизмом, и силами для работы. За ужином мужчины тихо радуются, что в этот раз не пошли с нами дети, женщины и новички. И им бы было тяжело, и нам бы с ними тоже непросто.

  Второй день у нас по плану совсем легкий – 7 км, это для нашей группы примерно 2 часа хода. Но снег и ветер никто не выключил, к тому же, наверно, что-то с атмосферным давлением, потому что все идут тяжело, да еще идем не по прямой, а зигзугом, пытаясь на какое-то время спрятаться за островами от ветра в харю. В общем, получается практически полный ходовой день. Если бы даже был подходящий снег для строительства иглу, то сил на развлечения ни у кого не осталось. Нам бы лагерь поставить, ужин приготовить и завалиться в спальники.

  А место изумительно красивое, высоченные сосны, красивые елочки, девственно белый снег, наслаждаться красотой мы еще не утратили способности. Я ложусь последней и радостно обнаруживаю спящего Диму Лехта в горящем налобном фонаре. Видимо, приняв горизонтальное положение, мгновенно вырубился. Во второй день несколько раз пытается пробиться солнце, так как снег валит не переставая, то кажется, что это глюки. Смотрю на небо, действительно на плотных тучах проглядывает бледное пятно, обещающее, что солнце в этом заснеженном мире все же есть. Приятно.

  Третий день, он же завершающий. По плану 1,5 -2 км. до другого берега или до накатанной рыбаками ледовой дороги. А по дороге или лыжне 16 километров нам пройти не трудно. К тому же мороз ослаб и ветер тоже. Идем по бездорожью до рыбаков, как всегда мужчины в очередь тропят лыжню, я замыкаю. И вдруг опять первый проваливается в водяную кащицу, остальные пытаются обойти это место с разных сторон, но беда все та же, под снегом не видно, где есть вода, а где нет. Каждый провал в воду с последующей чисткой лыж задерживает нас не меньше , чем на полчаса. Так что шансы попасть на запланированную в 19-00 электричку в славном городе Дубне у нас испаряются.

  Кое-как часам к 5 вечера доходим до какого-то пионерского лагеря, и решаем было где-нибудь рядом с ним заночевать, чтобы уже с утра с новыми силами пройти оставшиеся 8 км. Но беседа с местным населением опять меняет планы. Нас пугают очередным снегопадом, который занесет все следы, которые сейчас отчетливо видны, поскольку мужчина вот только что вернулся на своем снегоходе из Дубны. После краткого раздумья, решаем рубиться на ночь глядя, в надежде успеть на последнюю электричку. И успели же, дорога действительно была вполне приличная. К нашему великому счастью, непроходимой воды больше нам не встретилось. Я радостная перешла из замыкающих в передовики и пролетела эти километры на одном дыхании, изредка меня останавливали соскакивающие лыжи и усталые мужчины, требующие передыха.

  Ну, и в общем-то все. Вышли к дороге где-то между остановками, поймали рейсовый автобус, любезно подождавший , пока мы в него загрузимся со всем своим скарбом. И мы на вокзале Наукограда Дубна.






Яндекс.Метрика
Написать письмо автору

Выйти на главную страницу

Copyright © "СтранникК" (экс "Василич и К")
Вы можете использовать любые материалы сайта www.StrannikK.ru
Но, пожалуйста, со ссылкой на авторов