На байдарках по речке Ловать
майские праздники 2016
|
Обновление 26 июня
Это - отчет из традиционного для нас майского водного похода, не категорийного, созерцательно-загорательного.
В этот раз мы сплавлялись по речке Ловать. Упрощенно можно сказать, что мы плыли от границы
с Республикой Беларусь до городка Старая Руса, что стоит вблизи Ильмень-озера.
Это - часть пути из "греков в варяги".
Мы прошли
320 км за неполные 9 майских дней.
Майский поход был у нас, как обычно, "домашний", т.е. по близкой к Москве России,
доступный по билетам и времени. В таких походах редко случаются открытия.
Разве что - гастрономические или культурологические. Кстати первое у нас действительно произошло.
- Когда?
Туда выехали вечером
29 апреля.
Антистапель и отъезд обратно 8-го мая. Прибытие в Москву
9-го мая.
С обратными билетами была полная засада. Дорогущие купейные и тех не хватило.
|
Перед походом порадовали родные "рассейские" крючкотворцы:
Эпиграф от Салтыкова-Щедрина: "Чего-то хотелось: не то конституции, не то севрюжины с хреном, не то кого-нибудь ободрать"
Письмом от 25 февраля 2016 года № ЕК-07-54/1985 Рослесхоз разъяснил органам управления лесами субъектов РФ и своим территориальным органам,
что присвоение находящейся на землях лесного фонда древесины ветровальных и буреломных деревьев следует рассматривать как хищение.
Это означает, что любой человек, нарубивший или напиливший, например, дров из лежащих в лесу мертвых деревьев,
с точки зрения Рослесхоза является лесонарушителем, и должен быть привлечен к установленной действующим законодательством ответственности.
Подробности: ЗДЕСЬ
|
- Где и как?
Северо-Запад. Псковская и Новгородская области. В пространстве между Невелем, Великими Луками и Старой Русой.
Сплав по реке Ловать (и вначале чуточку по веселой речушке Еменка).
Дорога туда:
29 апр. Поездом до ст.Великие Луки
N 667 Москва — В.Луки отпр 21:59 Рижс вкз. Прибытие 08:30
Дорога обратно:
8 мая. Поездом от Старой Русы до Москвы
N 010 Псков — Москва отправл. 22:44 Прибытие 06:14 Ленингр вокзал
Там:
На воде 30-го и 8-го не полные дни. 1-7 полные дни.
Протяженность маршрута 320 км.
Сойдя с поезда в Великих Луках, сели в заранее заказанный микроавтобус и проехали 50 км.
по шоссе на Невель и Витебск до моста через Еменку, приток Ловати.
Перед мостом ориентир - поворот на Опухлики (Голубые озера).
Примерный маршрут на воде в километрах и пунктах:
- Стапель у моста. Сплав по реке Еменка и затем по озеру
Комша, заканчивающемуся мостом и короткой протокой в реку Ловать. = 15-18 км.
- После моста "берега реки повышаются и одеваются смешанным лесом, появляются перекаты и несложные пороги"
Перед городом и в конце города обнос двух плотин.
В городе мы сделали шикарную остановку - посмотрили якобы остатки земляной крепости.
Посетили кафе на городской набережной. Ничего особенного, но Димон о нем мечтал еще за месяц.
= 45 км.
- Далее >20-километровый участок, на котором Ловать петляет в низких луговых берегах. Ой, петляет.
"Вблизи впадения Насвы (перед дер Власково) берега Ловати вновь становятся высокими и лесистыми"
До Подберезья = 90 км.
- На пути до Холма, перед которым в Ловать впадает крупный правый приток Кунья, лоция сообщает, что
"придется преодолеть более 20 несложных порогов. Типичные для Ловати пороги - это узкие поперечные каменистые гряды,
которые река обходит слева или справа, а иногда прорывается в центре"
На мой взягляд, в начале мая все пороги скрыты под водой. Вообще все. Речка весело и безопасно катит свои воды.
В поселке Холм - первый вариант финиша - это если забоимся и будем осматривать и обносить каждый порожек.
= 70 км.
Оля с Родей сошли именно здесь, пройдя примерно 235 км.
- А мы после них прошли еще 85 км, миновав Селеево, Перегино, Коломно, Барские Кулики, Погостище (с красивой руиной храма),
Старые Перессы, закончив поход в месте "брода" между деревней Рахлицы и дер.Будомицы.
Всего мы прошли
320 км
Специфика речки: Есть участки с шиверами, а летом возможно с детскими порожками.
Чистая вода. Есть немного рыбы. Большинство деревень покинуты, а в некоторых уже не сохранилось и домов.
Вместо дорог - направления. Иногда кажется, что сюда уронили нейтронную бомбу или наслали заклятие.
Иначе чем объяснить такую заброшенность рядом с перенаселенной Европой.
- Изюм
Исторический: Ловать в прошлом была одним из звеньев пути "из варяг в греки".
Следы истории можно поискать, а скорее нафантазировать в Великих Луках и в Старой Русе.
Но скорее она в летописях. Городки хоть и древние, но в них мало, что сохранилось от тех далеких лет.
Великие Луки — город с 1166. Население менее 100 тыс.чел. В 2016 отметит юбилей — 850 лет.
Славянские племена кривичей появились на территории Великолукского края в I тыс. н. э. (с V—VII вв.), сменив жившие эдесь до этого восточно-балтийские племена
Впервые упоминается в Новгородской летописи как город Луки на Ловати в 1166 г, когда киевский князь Ростислав I Мстиславич прибыл сюда для переговоров с новгородскими боярами.
Старая Руса - город с 1167. Население менее 30 тыс.чел.
название происходит от гидронима — реки Порусья (которая в древности называлась — Руса). Имя реки осталось от ранее тут проживавших балтийских племен.
Согласно «Сказанию о Словене и Русе» город был назван в честь легендарного героя по имени Рус, который поселился на этом месте.
«Сказание…» частично заимствует греческие легенды о происхождении народов Скифии.
Предками русского народа называются в нём князья Словен и Рус — потомки князя Скифа.
По преданию, в 3099 году от сотворения мира (2409 год до н. э.)
Словен и Рус со своими родами начали уходить в поисках новых земель с берегов Чёрного моря и через 14 лет вышли на берега озера Мойско (Ильмень),
где Словеном был основан город Словенск (современный Великий Новгород),
а Русом — город Руса (современная Старая Русса).
Судя по Википедии, «Сказание…» упоминает о расселении славян в то время до Белого моря и Урала,
военных походах на Египет, Грецию и другие «варварские» страны.
Рассказывается о эпизодах истории славян, в частности, переговорах русских князей с Александром Македонским,
посещением Руси апостолом Андреем, войнах с уграми и болгарами, правлении князя Гостомысла и призвании варягов.
«Сказание…» повторяет легенду о происхождении Рюрика от римского императора Августа.
И раз уж мы повторяли в этом походе часть пути из греко в варяги, то я предложил поиграть в переселение народов.
На каждого из участника похода выпало в среднем одно дежурство.
Я предлжил каждому выбрать себе народность, в чьем стиле он будет готовить блюда хотя бы часть).
Например, выбравший белорусский - драники, выбравший узбекский - плов.
Выбравший пасхальный стиль - пасху и крашеные яйца. И т.д.
Частично идею удалось осуществить.
- Участники похода
Персона / Должность
|
Обеспечение |
1. Николай - АдмиралЪ и вообще
|
лодка Щука-3 -
Флагман палатка - Rock-4
|
2. Ольга - отважный матрос,
|
лодка Щука-3 - Флагман живет в палатке - Rock-4
|
3. Володя - походный Доктор, Капитан, и немного философ
|
лодка Щука-3
Стерегущий живет в палатке - Rock-4
|
4. Инна - НачПрод, матрос и наше Все
|
лодка Щука-3 - Стерегущий Живет в палатке - Rock-4
|
5. Оля М. - матрос с правами яхтенного капитана, ГлавСанНадзор, Фотокор
|
лодка Щука-3 - Радиола или РодяОла
палатка - голубой Баск
|
6. Родион - капитан
|
лодка Щука-3 - Радиола или РодяОла
палатка - голубой Баск
|
7. Димон - человек пути
|
Щука-3 - экс-Красотка
палатка - Байкал-3
|
8. Русик (6-7 лет) - "сын полка" и "вождь краснокожих"
|
Щука-3 - экс-Красотка
палатка - Байкал-3
|
9. дядя Слава - Капитан, Навигатор, Логистик
|
лодка Щука-3 -
Лада палатка - Ладога-2N
|
10. Надюша - матрос, юрист-оптимист
|
лодка Щука-3 - Лада живет в палатке - Байкал-4
|
11. Андрей Б. - капитан, БиоДок
|
Щука-3
Нечуй-Ветер Палатка
|
- Походный Дневник и заметки участников
- Как это было - впечатления и ФОТОзарисовки