Автор: Николай Комлев Фото: ...

Новогодний лыжный поход без лыж
            по Горьковскому водохранилищу

январь 2014

Обновление 12 января: мы видели зиму

Мало кто видел полет Деда Мороза. А нам в этот раз довелось почти увидеть и уж точно ощутить. Представьте себе, что мимо вас пронесся огромнейший трейлер, обдав вас волной ледяного воздуха. Только масштаб этого трейлера и этой волны совсем иной. Мы шли по ровной ледяной пустыне водохранилища над которым в конце дня сквозь щель в облаках, как сквозь приотрывшиеся веки ненадолго выглянуло солнышко. Температура поднялась до +3 градусов. Но от горизонта уже тянулось сине-черная штормовая полоса. Ветра почти не было. И вдруг вдали мы увидели, как нам показалось, белую поземку, особенно контрастную на фоне свинцового неба. Я поглубже натянул капюшон, представляя, как эта далекая "поземка" скоро примчится вьюгой и надает по мордам.

Небо позади нас неожиданно разошлось - в нем появилась белесая дыра без солнца и в эту дыру по небу пронесся санный след. Вслед за этим стало что-то резко происходить с давлением и температура начала стремительно падать. Сперва на 5 градусов. И мы оказались в слое тумана. То, что мы приняли издали за вьюгу, оказалось холодным паром. В нем стали таять очертания горизонта. Вскоре исчезли все ориентиры. Температура упала уже на 10 градусов. Термометр, привязанный к санкам, показывал теперь -7 по Цельсию. Тьма опустилась на водохранилище. Вблизи тьма была молочно белесой. Вдали - просто черной. Раздалось какое-то жужжание и, судя по звуку, прямо перед нами что-то пронеслось. Нет, конечно, это был не Дед Мороз. Тот пролетел безмолвно в вышине. А это справа налево промчался моторизованный бес. Как бы через нас, но мы не увидели даже смутной тени.

Сразу вспомнился Гоголь - дело было как раз вночь перед Рождеством. Вспомнилось и то, что мы шли километрах в 7 от Завражься, родины Тарковского, снявшего фильм "Сталкер" с паранормальной зоной.
Но вот Дед Мороз умчался дальше. Шлейф холода, тянущийся за его санями, также улетел куда-то на восток. И погода вернулась к привычным для тех дней -2 градусам.

А случилось это все в маленьком зимнем походе, проходившем 2-7 января традиционно на одном из водоемов европейской России - Горьковском водохранилище.
Малонаселенная часть Волги. Древняя Кинешма, маленький Юрьевец, острова Асафовы Горы. Короткий маршрут на стыке трех областей.

6 дней (5 ночей) с ночевками в палатке с печкой. Глинтвейн, самбука, мед, свечи, хождение босиком по снегу и прочие походные приятности.
Обычный полудомашний походик в обществе приятных людей. В этот раз один из дней мы провели вместе с замечательными туристами из Владимира.

- Где это: в России на стыке Ивановской, Костромской и Нижегородской областей

Поездом до Кинешмы, далее заброска на авто

Пройденный маршрут:

Примерно по этим стрелочкам
мы и будем бродить

- Наш план-график

Дорога туда:

Поезд 674 Москва — Кинешма (с Яросл.вокзала)
отправление в ночь с 1 на 2 января, т.е. 2-го января в 00:20
прибытие в Кинешму 2-го в 09:37 цена плацкарт около 1000 руб
Там на такси километров 60 до Водохранилища, т.е. до Юрьевца.

со 2-го по 7-е мы в бродили по водохранилищу, островкам и окрестным лесам. За 6 дней (включая день приезда и день отъезда) мы прошли 67 км., т.е. в среднем примерно по 11 км в день. Т.е. на средний ходовой день можно планировать по 12-13 км. Поскольку нас было всего 4 чел, то с учетом палатки с печкой, довольно много времени знимала постановка лагеря. Хорошо еще, что сугробы были нехарактерно тонкими.

7-го числа вышли из леса, отобедали на острове и к 14:30 прибыли в Юрьевец, в 15:00 на рейсовом автобусе выехали в Кинешму
Поезд 674 Кинешма-Москва. Отправление из Кинешмы 7-го в 18:05
прибытие в Москву 8 января 04:35 на Ярослав.вокзал
цена купе и плацк. билета около 900 руб.
Все карты взяты с Яндекса, спасибо ему.

Если будете повторять маршрут, то пока едете из Кинешмы к Юрьевцу, обратите внимание не только на заброшенность полей и пропитость мужичков, но и на колорит названий русских деревень. Они, в отличие от поселков, невероятно живы, органичны, звучны. Слева и справа от нас раскинулись:
- Совки (я задумался, где поставить ударение?)
- Салтаниха (ну конечно же Пушкин с его сказкой)
- Мухортово (не иначе, как ретивый грамотей исправил изначальное Мухоротово)
- Заднево (эх, а когда мы были в другом-то месте?)
- Кокуево (в голове зазвучала частушка про село Кукуево)
- Содомово (ужас-то какой библейский)

- Участники похода

. .
+6 туристов из Владимира Были с нами один день и одну ночь

- Коротко про место старта или финиша - Юрьевец

Юрьевец - город на правом берегу Волги напротив устья реки Унжи, в 159 км к северо-востоку от Иванова, в 58 км от жд станции Кинешма. Население в 2013 г - 9.5 тыс. чел.

Основан в 1225 г. владимирским князем Юрием II.
В 1237 году разрушен армией Батыя.
Основанный для защиты Руси от набегов с востока, позднее превратился в важный торговый узел.
В 1405 году Юрьевец был приписан к княжеству Городецкому;
в 1552 году Иоанн IV отдал его в удел астраханскому царевичу Кайбуле,
в 1556 году отписал в опричнину.
В январе 1609 года - Из Юрьевца выступило местное ополчение под предводительством сотника Федора Красного против польско-литовских интервентов.
(взято из Википедии)

В селе Завражье (почти напротив Юрьевца, на север через водохранилище) родился кинорежиссер Андрей Тарковский.

- Как это было (фотозарисовки)

- Портреты участников
- На льду
- В лесу
- Два визита Деда Мороза
- Лагерный наш быт

Надо бы добавить слова. Но уже начинаются трудовые будни.
Вот лишь несколько штрихов:
"Срезая" лесом полуостров, мы все же немного заблудились. Разумеется, в этом простеньком походе мы не пользовались электронными средствами навигации. Зачем? Даже компасом лишь 2-3 раза. И никакой GPS не помог бы нам, ибо проходя скозь лес, мы соблазнились лесной дорогой с санным следом запряженной лошадки. Лошадка там проходила не раз. Мы выбрали самую накатанную дорогу. И, следуя традиции, она завела нас в тупик. "Дорога в тупик самая накатанная, ибо по ней проходят дважды".

Мы могли бы вернуться. Но это не наших привычках. Образ Димы Лехта (он остался в Москве) как всегда произнес: "Нам бы помучиться". И мы пошли сквозь чащи и буреломы напрямую. И вышли. Правда, лишь на другой день. Но какой был лес! Этот путь стал одной из изюминок похода!

Очень правильно, что мы не взяли лыжи. По такой зиме и с таким маршрутом они стали бы нам обузой.

Владимирцы, с которыми мы шли один день - замечательные ребята.
Но все, пора, пора - завтра на работу