Версия от 04.08.2009

Саамы и лабиринты: загадки и размышления


Автор: Андрей Бавыкин

Вместо предисловия

То, что я практикую в последние несколько лет - это развитее абстрактного мышления. Абстрактность, конечно условность. В моем понимании это, скорее, уход от стереотипности мышления. Таким образом, в конечном итоге получается вполне естественное и простое решение любой неоднозначной проблемы.
Иногда к проблеме не стоит подходить через чур серьезно и слишком научно. Может получиться смешно. Что собственно и произошло со мной, когда я впервые задумался о глубоком смысле "саамских" сооружений на Шведском Кузове. В дневнике Адмирала от 13 августа весьма остроумно описано это забавное происшествие.

* Проблема

Саамские лабиринты - одна из известных загадок Русского Севера. Это каменные сооружения в виде разных фигур и лабиринтов, которые обнаружены на Кузовах (о. Олешин и Шведский Кузов) и на побережье Белого моря Архангельской области. Дата построек приблизительно соответствует 1000 годам до н.э. Что же в них загадочного? Удивление вызывает то, что структура лабиринтов является необычайно сложной. Неужто народ, проживавший в то время в этих местах (лопари, чудь заволоцкая) обладали таким развитым интеллектом? Причем локализация построек соответствует области их проживания.

* Рассуждения

Для национального самосознания все эти загадки, конечно, очень благодатная пища 'в Европе полудикие племена и княжества друг-с-другом рубились, а у нас в это время лопари лабиринты строили'. А если не они, так не иначе как Гипербореи - выходцы с Северной Атлантиды. Все очень напыщенно, мистично а главное бессмысленно, так как по логике не в одни ворота не лезет.
По крайней мере, по моей логике. Мне, наверное, проще, чем научным историкам, археологам, географам и антропологам. Я не связан знанием четких исторических догм и закономерностей. Конечно, без этого всего мне очень нелегко пускаться в рассуждения, строить гипотезы и проводить аналогии. Моё преимущество заключается в том, что у меня была великолепная возможность прочувствовать на себе то состояние древнего мореплавателя, который оказывается один на один с природой, морской стихией, с её настроением и повадками.
До и вовремя похода нам часто приходилось слышать гипотезы о смысле лабиринтов: проведении религиозных обрядов, местным тогдашним населением. Наверное, получаются очень красивые теории. Все это исходит от кабинетных историков и географов, бодро разрезающих морскую гладь на большущих моторных лодках. С некоторыми из этих источников я ознакомился, подивился собственной тупости, о том скольких наукоемких терминов я не понимаю вообще и, особенно, проникся идеей об имитации с помощью лабиринтов - структуры рыболовных ловушек . Не то, чтобы я был ею удовлетворен, но мне понравился подход упрощения, что-то вроде: "пусть у саамов и была своя религия, но не до такой же степени чтобы с переселением душ. А вот закуток соорудить, чтоб рыба запуталась, это - пожалуйста". Заумный, правда, закуток. Тут не только рыба, рыбак заблудиться может. Собственно этой рыбацкой гипотезе я многим обязан, поскольку именно с этого момента начал анализировать, вспоминая подробности увиденного на Кузовах.

* Если и лопари, то что-то с ними не то….

Предположим, что строителями лабиринтов на Олешине и фигурок на Шведском Кузове были саамы, проживавшие 1000 лет назад, которые проводили какие-то непонятные обряды. Для того чтобы "обслуживать" религиозные места, надо там, на островах жить. Иначе - проще построить на материке, а тут почему-то на острове, да еще на отшибе, на самом краю архипелага. Мне могут возразить что "незачем там жить, можно ездить с материка. Мол, "обряды могли проводиться нерегулярно". Пусть. Теперь давайте бросим взгляд на этот путь с материка.

* Путь 1. Через Архипелаг, лавируя между островами.

Почему лавируя - чтобы безопасней от ветра и волн. Очень хорошо, теперь к фактам. В этот поход мы основательно подготовились: набрали много карт, вооружились GPS. Забили в этот шайтан прибор все данные со спутников, взяли компас и поехали. И началось…
- Мы где? Это что?
- Коловар
- Чтож говорили один, а их два??
- А у меня GPS, когда поближе подплывешь, подробней показывает…..

Бедные лопари. Замечу только, что их знания о навигации вряд ли учитывали даже такие понятия, как "бумага", "изображение" или "рисунок". Мне, правда, возразят насчет рисунков, найденных в Карелии, да только их датировали совсем недавно XV-XVI веками. Ну даже если что-то они и обозначали себе, то плыть туда, на Олешин - задача в то время была не из легких, особенно, если "обряды нерегулярно".

* Путь 2. Зачем так сложно? Куда проще от берега, минуя архипелаг, по морю.

Конечно, проще, особенно на моторке или катере. Можно еще на вертолете. Мы были как бы в шкуре древних - практически без современных устройств. Но и слово "практически" мягко сказано Надувные, резиновые байдарки в принципе непотопляемые, даже если захлестнет. Не смотря на это, плавать на них по открытому морю - занятие не для слабонервных. Если же взять баркасы тех времен картина представляется совсем невеселая. А если захлестнёт? А если ветер встречный? По ветру на примитивном парусе хорошо, а вот до сложных парусов доросли только в XV - ом веке. Христофор Колумб, сделаю ремарку, получил свое признание именно за разработку парусов такого типа, благодаря которым, португальцам по скорости и проходимости против ветра не оказалось в то время равных конкурентов.

Выходит, если непогода - обряд отменяется? Странные эти лопари… Проще все ж на материке всё устроить. Не мазохистами же они были. Впрочем, если кто склонен придерживаться мнения о религиозном фанатизме, уточню, что религиозные обряды, да и религия в целом, в те времена имела куда гораздо более практичный смысл, нежели теперь. Сейчас мы обросли традициями, обрядами, сложными церемониями. Тогда было все куда реалистичней: не помолишься - не будет удачи в рыбалки, поселок с голоду вымрет. Там же не только сам обряд, но и психологический настрой имел значение. Каждый выход в море - вызов судьбе, удаче и вообще очень серьезное и опасное мероприятие. Жизненные условия тогда были куда более суровыми, нежели нынче. И это следует учитывать современному исследователю в спасжилете с рацией, компасом, канистрой бензина и спутниковым интернетом. Сомневаюсь, что древние ставили на карту такой риск, чтобы с материка плыть для проведения обряда или другого мероприятия.

* Может они жили там?

И все делали на месте? Давайте разберем и этот вариант. Для того, чтобы "обслуживать" эти лабиринты и жить понадобится общины не менее, чем в 50 человек. Меньше не проживет. Не менее 50% должны охотиться, причем постоянно. Не менее 30% должны поддерживать инфраструктуру стоянки.
Для начала, не стоит игнорировать факт отсутствия нормальных источников воды. То что там есть - дождевые скопления в болотах, явление не постоянное и нестабильное. Хозяйство в этих условиях уж точно держать невозможно. Значит источник питания только рыба. Прямо аскеты, а не люди. Во стольком себе отказывать, чтобы только лабиринты строить? Более упорным сторонникам гипотезы проживания на островах я выкладываю следующие вопросы. - что делать если рыба "не клюёт"?
Кстати, сети лопари не использовали. Были те самые деревянные загоны. Правда можно еще бить белух и тюленей.
- Если баркас утонул/сломался - как чинить/строить? С древесиной такого рода на островах трудновато. Олешин, так вообще голый остров без воды. Выходит на него специально плыли с Кузовов? Остальные острова архипелага тоже почти пустые и безводные.
- Что делать если кто-то заболел/ранен/погиб?
Не надо еще забывать про полярную зиму. Прямо-таки экспедиция с материка добровольцев камикадзе для постройки лабиринтов и сейдов. Сразу вспоминается БАМ.

* Не саамы.

Рассуждая таким образом, я решил, что для саамской культуры - лабиринты уж больно надуманное сооружение. Сейдов они еще могли выстроить. Кстати никто не говорил, что Сейды и лабиринты - сооружения одного времени.
Хорошо, сказал я себе, если не саамы тогда кто-то некто. Но даже для этого кого-то лабиринты по крайней мере на Олешине по логике могли быть сооружением только однократным - построили и ушли.
Замечу, при этом, что на данный момент рассуждения я никакими источниками (Интернетом, книгами) решил не пользоваться, для ясности мысли. И все же лабиринты для земных цивилизаций - штука не новая. Тогда я вспомнил про отливы. Дальше следует просто моя личная гипотеза, ну просто в качестве нестандартного подхода.

* Не острова

Не исключено, что архипелаг был частью суши, материка. Тогда то, что мы видим на Олешине лишь вершина айсберга. Возможно, что промежуток между Коловарами и Кузовами был частью суши. Тогда и поселений больше и более развиты они. А их сооружения сейчас по большей степени под водой. Так может все-таки это лопари? Но в моем сознании все равно не укладываются лабиринты. Охотникам нужно что-то по-проще. И потом, ведь для того, чтобы построить такую сложную конструкцию, нужны чертежи. Без них из головы не выдумаешь. Это может значить только одно. В данной области должен иметь место повышенный культурный обмен, намного более продвинутый, чем обычная торговля мехами и рыбой между охотничьими племенами. И даже варяги тут не помощники, да и нет у них лабиринтов.
После этого я стал думать над вариантами такого культурного обмена и пришел к следующим предположениям.

1. Если море было мельче, то в промежутках между островами скорее всего была не суша, а продолжение рек - Кеми, например.
2. Если море было мельче, то и моря скорее всего тоже не было, а было пресноводное озеро или система озер.

А на реках, которые скорее всего были более полноводными мог быть и культурный обмен более интенсивным.
Хотя все это пока не давало полного ответа: кто и зачем. Однако, при этом районы Архангельска и Кузова становились географически менее изолированными и давали более легкий повод для экзогенной (извне) версии происхождения лабиринтов.

* Идя далее в своих предположениях, я сделал несколько условий - предположений.

3. По рекам могла спуститься большая армия, которая вплотную подошла бы к Баренцеву морю, оккупировав оба нынешних берега Белого моря. Это сразу объединяет все известные на севере лабиринты.

3.1. Армия должна такой национальности, для которой лабиринты - часть культуры.
3.2. Приход армии - не очень продолжительный, поскольку иначе, остался бы заметным для истории.
3.3. Возможно, приход армии приходился на эколого-географические катаклизмы, например, таяние ледника северного полушария, заполнение моря морской водой и пр.
3.4. Причина постройки лабиринтов: реакция на катаклизм, ритуальный обряд погребения, праздники (есть версия о женитьбе)
3.5. Постройки всех сразу лабиринтов были одномоментными - т.е в течении короткого промежутка времени, не более 2-3 годов.

Таких армий, которые могли значительно оккупировать большую территорию на самом деле не много. Это:
1. Скандинавы - варяги.
2. Монголы.
3. Римляне/греки.

Первые два варианта вполне рабочие, но они сами лабиринтов не строили. Третий вариант может показаться на первый взгляд экзотичным. Однако ведь самые первые летописные русские источники свидетельствуют о наличии пути "из варяг в греки". А почему бы и не наоборот? По рекам, кстати, спускаться очень удобно.

И поверьте мне, уж только после этого я полез в Интернет. То, что я там обнаружил, то и выкладываю. Сразу скажу, как профессиональный пользователь научной литературы я всячески стараюсь обходить всякую популистическую жвачку. Поэтому здесь, на мой взгляд, более или менее серьёзные выкладки.

1. Бьярмия, или Бьярмаланд (норв. Bjarmeland) - известная по сагам историческая область на севере Восточной Европы, предположительно располагавшаяся на территории современной Архангельской области, в бассейне Северной Двины. Оттуда в бассейн Волги вёл Заволоцкий торговый путь.

2. В Бьярмию плавали весьма интенсивно. Особенно мне понравилась история про описание маршрута путешествия норвежского мореплавателя Охтхере на Крайний Север к беармам (примерно в 870-90 н.э.)

"Охтхере сказал своему господину, королю Альфреду, что он бывал у самых северных из всех людей севера. Он сказал, что живёт в той земле к северу по Западному морю. Он сказал, однако, что эта земля находится далеко к северу отсюда; но вся она пустынна, кроме немногих мест, где-то там, то здесь живут финны, охотясь зимой, а летом занимаясь рыбною ловлей у моря. Он сказал, что как-то раз захотел он выяснить, как далеко эта земля простирается на север, и (ли) живёт ли кто к северу от той пустыни. Тогда он отправился к северу вдоль той земли; 3 дня у него пустыня была всё время по правому борту, а открытое море - по левому. Тогда он оказался так далеко на севере, что не заходили дальше него и охотники на китов. Тогда отправился он ещё дальше на север, так далеко, как только мог он проплыть за другие 3 дня. Потом повернула земля на восток, или море в ту землю, он не знает что из них, зато он знает, что там он ждал ветра западного и немного северного, и плыл потом на восток вдоль земли так далеко, как только мог он проплыть за 4 дня.

Потом он должен был там ждать хорошего северного ветра, поскольку земля повернула там к югу, или море в землю, он не знает что из них. Потом плыл он оттуда вдоль земли так далеко, как только мог он проплыть за 5 дней. И там протекала большая река дальше вглубь по той земле."

А теперь посмотрите на карту Карелии 1544 года. Синим цветом помечена вода

Пусть карта не слишком точная, но путь из грек в варяги, на мой взгляд, весьма очевиден. А возможно и пресное море-озеро. А вот, что мы увидим, если взглянем на структуру греческих лабиринтов

Ничего не напоминает?
Или вот этот.

Ну а в довершении всего, когда я ознакомился с отечественными научными, то даже засмеялся от радости и удовольствия. Привожу выводы об ассоциации лопарей и лабиринтов.
Данные взяты отсюда

Смотреть "Кольский сборник 2008" Начало статьи стр.228. Выводы на стр.242

"Выводы. Данные, позволяющие однозначно отождествлять "лопь" XV-XVI вв. на территории Карелии и саамский этнос, отсутствуют. "Лопарские древности" Западной и Северной Карелии, описанные эт- нографами во второй половине XIX в., с которыми связываются местные предания, могли принадлежать карельскому населению XV-XVIII вв. В Северной и Западной Карелии памятниками, имеющими сходство
243
с саамскими объектами Лапландии, предварительно можно рассматри- вать селище Лоухи I и жилище на стоянке Контокки V. Внести большую ясность относительно этнической принадлежности "лопарских" соору- жений Карелии позволят только целенаправленные археологические раскопки.
Гипотезы о широком расселении саамского этноса в период средне- вековья в Карелии и его активном участии в этногенезе карел не нахо- дят подкрепления в археологических и антропологических материалах. Этот вывод, в целом, подтверждает положения, ранее высказанные В. Я. Шумкиным, по ряду спорных вопросов этногенеза финноязычных наро- дов (Шумкин, 1990. С. 122-123; 1996; 2002. С. 20-21)."

* Игра

Признаюсь так увлекся научными мыслями, что совсем позабыл о "сущности бытия". Дело в том, что многие наши походы строятся на играх. Играем, чтобы не было скучно, но играем профессионально и незаметно, чтобы не было неинтересно.
Свое повествование сделал, надеюсь, профессионально, но совсем забыл привнести элемент игры. Так вот мы все время играем - homo lugens ("люди и людены по Стругацким"). Например, "образуй команду" - на Южном Урале или "накорми Тошу" (там все проиграли); "проплыви вверх по реке", "сожги носок", "устрой Доктору инфаркт перед отъездом", "упихай поросенка в мешок" или "спрячься на острове". Ну и т.д. Получается очень увлекательно, остроумно и, главное, всегда воплощается в жизнь.

Итак, про лабиринты. Предлагаю назвать игру "разгадай лабиринт". И, конечно, вполне отдаю себе отчет в вероятности того, что лабиринт на Олешине если и не на много старше меня, ну или не более 300-400 лет отроду - короче новодел. Давйте будем исходить из легенды, что ему более 2000 стукнуло. Как бы вы объяснили его появление там где он есть, опираясь на все доступные средства. Призываю к игре всех. Единственное, как "модератор" данной игры вношу ограничение - не предлагать наличия высшего разума, гипербореев и пр. иначе дискуссия сводится в ноль.
Таким образом, моя гипотеза заключатся в эллинском следе. А что думаете вы?





* Литературные ссылки:

все о лабиринтах
http://ec-dejavu.net/l/Labyrinth.html пример лабиринта

карта Биармии, 1544 г.

http://biarmia.narod.ru/img/1544/1544m.html

выводы
http://kae.rekvizit.ru/index.htm

карты Карелии
http://vottovaara.ru/karelia/map/kar036.htm

Лабиринты в христианстве http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Ottars_reise.jpg

Лабиринт на полу собора в Шартре:

'Среди удивительных лабиринтов религиозных построек среди христианских стран самым маленьким, можно считать круглое резное деревянное украшение XV века н. э., которое находится под потолком церкви Сент-Мэри Редклифф в Бристоле и в диаметре составляет всего 20 см. А самый известный лабиринт находится в кафедральном соборе французского города Шартра. Он был создан в 1235 году из белого и синего камня и его диаметр составляет 10 метров. Большие напольные лабиринты были сделаны в средневековых соборах Франции и Италии, а также в церквях разных городов этих стран, в том числе в Амьене, Байё, Орлеане, Равенне, Тулузе. Лабиринт в Реймсе был уничтожен около 200 лет назад, а в кафедральном соборе в Мирпуа в центре лабиринта изображен Минотавр.

Об использовании лабиринтов в известных религиозных зданиях один специалист пишет: Средневековая христианская церковь заимствовала форму лабиринта из язычества и приспособила ее для собственных потребностей, привнеся в эту форму христианский смысл. По всей видимости, лабиринты были использованы церквями христианского мира для того, чтобы показать жизнь христианина в рамках канонов мифологии, придуманной древними египтянами. Церковные лабиринты также использовались для инсценировки походов крестоносцев на Иерусалим. Достичь центра лабиринта означало достичь Иерусалима и добиться спасения. Для некоторых религиозных людей лабиринт представлял собой дорогу, ведущую к раскаянию; чтобы получить прощение грехов, по ней нужно было проползти на коленях, а ритуальное шествие по этой дороге заменяло паломничество в Святую землю'





Яндекс.Метрика
Написать письмо автору

Выйти на главную страницу

Copyright © "СтранникК" (экс "Василич и К")
Вы можете использовать любые материалы сайта www.StrannikK.ru
Но, пожалуйста, со ссылкой на авторов