Версия от 02.12.2007

Память и памятники
Про Гумилевых, Ахматову и пересечение судеб.

Часть III (продолжение)


Автор текста и фото: Василич.
Казань я знал только по книгам и обрывочным новостям газет и радио. Поэтому город формировался в моем воображении этаким оплотом национализма, госпатернализма и мусульманства: много мечетей, все говорят и пишут исключительно по-татарски и подчеркнуто не любят русских. Когда я прилетел туда осенью 2007, оказалось, что почти все не так.

Казань, ее старая центральная часть, полна православных храмов (правда, многие из них заброшены). Мечеть новенькая, с иголочки встроена в старинный Кремль так, что со стороны канала является основной доминантой. Но она открыта для всех, дружелюбна. И молился там единственный человек - нескладный, сутулый юноша. Мистическим образом он еще не раз встречался мне в городе.

Татары в Казани в основном говорят по-русски. Молодежь пьет, не стесняясь, на всех улицах, во всех переходах так, что сразу видно - им не до ислама или любой иной религии. Улицы грязные. Ветер перекатывает мусор с места на место. Отдельные фрагменты города реставрированы к недавно прошедшему юбилею. Но многое сделано с типично совковым отношением. Спустя рукава. К примеру, пешеходная улочка вымощена дорогими гранитными плитами. Но ходить по ним опасно. Когда наступаешь на край плиты, другой ее край неожиданно поднимается.

И получается город контрастов - мешанина веков, культур, красоты и убожества. Однако мне там было уютно. Главное, что люди оказались существенно добрее, чем в Москве. Даже проданное мне втридорога национальное блюдо Талкыш-калеве (ресторанной выделки) ни капли не расстроило. Потому, что старая татарка при этом окружила меня такой заботой, участием и огоньками иронии в глазах, что обижаться было не возможно. Я получил не просто блюдо, я приобрел частичку непередаваемого колорита восточного базара.

Но вернусь к основной теме. Я уже несколько раз проходил мимо памятника, водруженного напротив моей гостиницы. Было чуть любопытно, но некогда. Да и памятник выглядел казенно, скучно, официально. И когда, улучив минутку, я все же подошел к нему, то обалдел. Судьба вновь привела меня к "однокашке" - Льву Гумилеву. Но почему здесь, в Казани? Надпись, высеченная на граните констатировала, но не объясняла.


Чуть ниже на колонне виднелась цитата: "Я, русский человек, всю жизнь защищал татар от клеветы"


Мало того, что ему поставили здесь памятник. Его именем назвали университет в Астане, новой столице Казахстана. Откуда такое уважение к Гумилеву у тюркских народов? Я так понимаю, прежде всего, за развитие теории евразийства, за признание вклада тюркских народов развитие культуры. Но, судя по документам, Лев и в личном плане уважительно относился к чужой ему культуре. Учил языки этих народов и на воле, и в лагерях, и в ссылке. Люди ценят искренность и отвечают уважением.

Кстати, именно в связи с его "лагерным" прошлым, как я понимаю, появился еще один уникальный памятник. Льва Николаевича арестовывали в 1935, 1938, 1949 годах. За что? За происхождение, за отца-поэта, за мать. В общей сложности он отсидел (отработал в рудниках) 14 лет. И это, не считая ссылок, не считая того периода, когда он воевал с фашистами и дошел до Берлина. За решеткой свой мир, свои ценности. Похоже, что Гумилева уважали и там. И кто-то из бывших арестантов сделал своими руками наивный, несуразный, но искренний памятник. Поставлен он довольно давно, в тех же Градницах. Думаю, что это один первых, если не самый первый памятник этим людям. А поскольку "монумент" деревянный, то время его не щадит. И, думаю, что скоро он совсем исчезнет. Вот он. Смотрите.


Ниже я укрупнил детали этого деревянного чуда. Справа вверху, как я понимаю, фигура Льва Гумилева в ушанке, телогрейке или арестантской робе с номером, стоящая на фоне колючей проволоки. Надписи тоже говорят о многом: "Никто не знает свое будущее"; "Муж в могиле, сын в тюрьме, помолитесь обо мне". Барельефы расстрелянного Николая Гумилева в окружении лебедей или журавлей. Барельеф Ахматовой.


Над этим китчевым произведением можно просто посмеяться. Можно осудить за безвкусицу. Можно, но что-то мешает. Что-то в нем есть такое, чего нет ни в одном гранитном, бронзовом или чугунном. Немудреным языком он напоминает о главных ценностях, которое государство наше никогда ни в грош не ставило.
А мы сегодня уверены в своем будущем?

Продолжение следует

!!! Вернуться в начало, к первой части !!!




Написать письмо автору

Выйти на главную страницу

Copyright © "СтранникК" (экс "Василич и К")
Вы можете использовать любые материалы сайта www.StrannikK.ru
Но, пожалуйста, со ссылкой на авторов